Социальные проблемы профориентации учащихся протокол. Современные проблемы науки и образования. История становления профориентации

Некоторые психологи считают карьерное консультирование для большей части населения важнее, чем психотерапия. При этом консультирование в данной области рассматривается как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира клиента, но и внешнего мира, в сфере профессий.

Карьерное консультирование:

    проблема выбора или смены профессии

    помощь в повышении профессиональной эффективности,

    в преодолении стресса, связанного с профессией,

Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педологов 20-30-х гг. Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания.

Важнейшими направлениями профориентации являются:

    профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;

    профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

    профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

    профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

    профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений, содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом. Методы осуществления профориентации - информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опосредованно через СМИ; психологическое и медицинское консультирование; использование методов психологической и медицинской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психологическая поддержка направлена на повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, на помощь в процессе реализации профессиональной карьеры, на предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения. Пути осуществления психологической поддержки - оптимизация психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации личности. Основные направления психологической поддержки:

    психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;

    психологическое консультирование - оказание помощи личности в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизненных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консультирование руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации);

    психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»
С.Л.Рубинштейн

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  3. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  5. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессий.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий.

Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что

  • раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека.
  • Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических – периодов нормального развития личности. «Кризис» в переводе с греческого обозначает – поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.

  • Какой Я?
  • Кем Я хочу стать?
  • Кем Я могу стать?
  • Какие у меня личностные качества?
  • Позволяет ли они мне стать тем, кем Я хочу?

Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встает проблема становления личностного и профессионального «Я».

Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис – переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа – ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):

  • Дошкольное детство – интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника – непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
  • 1 – 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе
  • 3 – 4 класс – дифференцируется интерес к работе в школе (любимые – нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
  • Подростковый возраст – интерес к общественной жизни, приключениям, спорт.

Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития – первая из которых приходится на период обучения в школе, - это зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях:

  • с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.)
  • с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора)

На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь:

  • Что такое профориентация?
  • Какова цель профориентации?
  • Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта.

На следующем этапе достигаем понимания различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее, при выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

  1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  2. Динамическую – определенный темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А.Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • «человек – техника»
  • «человек – природа»
  • «человек – знак»
  • «человек – человек»
  • «человек – творческий образ»

Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж.Голланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистический
  • интеллектуальный
  • социальный
  • конвенциальный (стандартный)
  • предприимчивый
  • артистический

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

В психологии выделяют четыре основные стороны личности:

  • социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.)
  • уровень подготовленности психических процессов (наблюдательность, память, воображение, особенности мышления, внимания, чувств и воли)
  • темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями).

На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации (стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь и индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков. В настоящее время установлено, что генотип – определяет границы возможностей человека, которые он может достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления – индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990 гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.

О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка представителей целого ряда профессий, в первую очередь рабочих. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи – профессиональная ориентация школьников – будущих представителей тех или иных профессий.

В МОБУ СОШ №1 второй год проводится исследование на тему профессиональной ориентации школьников и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школы, то во втором принимали участие учащиеся 7, 9 классов.

Оба исследования проводились по одной схеме. В не выделились 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;
  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;
  3. Выбор школьниками учебного заведения;
  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность .

Ключевой момент исследования – это выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет – более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант «другое»).

Выбор профессии учащимися разных классов

(в % от опрошенных учащихся того или иного класса).

Профессии 7 кл, % 9 кл, % 11 кл, %
Инженер 6,2 9,3 19,5
Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
Медицина 9,5 5,3 11,1
Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
Менеджеры 12,5 14,2 16,7
Программисты 13,4 14,6 9,7
Рабочие 6,5 18,0 4,2

Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще еще не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.

Цель и задачи профориентации школьников.

Методы, принципы и этапы профориентационной работы.

Профориентация призвана способствовать осуществ-лению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.

Цель профориентации - помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

В работе следует опираться на принципы :

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы профессиональной ориентации школьников

Этапы

Цель

Педагогические задачи

Этап актуализации проблемы выбора профессии

(1—4 классы).

Сформировать первоначальное представление о мире труда, по-знакомить с наиболее доступными профессиями.

1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности.

(5—7 классы).

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Этап формирования

профессионального самосоз-нания

(8—9 классы).

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

образования.

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла-дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального статуса

(10—11 клас-сы).

Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Профессиональное самоопределение возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Объект исследования - профессиональная ориентация молодежи.

Предмет исследования - изучение социально-педагогических аспектов профориентации как личностного самоопределения молодёжи.

Цель - изучение причин конкретного профессионального выбора молодежи, механизмы определения склонностей, попытка выработки научно-практических рекомендаций для профориентационной работы с молодыми людьми.

В рамках данной цели сформулируем следующие задачи: во-первых, изучить понятие и содержание профориентационной работы с молодыми людьми; во-вторых, проанализировать личностное самоопределение молодежи; в-третьих, провести диагностику профориентации интересов молодых людей.

Гипотеза: мы можем предположить, что на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают не только особенности личностного самоопределения, но и эффективная профориентационная работа в школе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, синтез полученной информации, анкетирование и обработка данных.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

1.1 Аспекты профессиональной ориентации как залог качественной социализации личности

Профессиональная ориентация - сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. В связи с этим выделяют следующие аспекты профессиональной ориентации.

1. Психолого-педагогический. Профориентационная работа оказывает воспитательное воздействие на профессиональные интересы людей, т.е. способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества. Для сферы образования ориентация на будущее может означать задачу подготовить человека к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества, охватывающей все области жизни (материальное и духовное производство, социальное устройство), к саморазвитию и реализации своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий общественного развития.

2. Медико-биологический. Правильно организованный и грамотный выбор профессии предполагает учет требований к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для определенной деятельности. Кроме того, важно, чтобы молодой человек имел представление о том, какое влияние оказывает выбранная им профессиональная деятельность на здоровье и личность человека. Это связано с тем, что во многих сферах деятельности неизбежно усиливаются некоторые профессионально важные качества, что приводит к так называемым «профессиональным деформациям» – патологическим и часто необратимым изменениям личности, негативно влияющим на поведение человека в семье и других непрофессиональных сферах жизни. Условия труда, такие как малая подвижность, высокий уровень эмоционального напряжения, запыленность, контакт с вредными для здоровья химическими веществами и т.п., при несоблюдении техники безопасности, режима труда и отдыха приводят к возникновению профессиональных заболеваний.

3. Социально-экономический. Выбор профессии и дальнейшая профессионализация личности предполагают процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Таким образом, согласование личных и общественных интересов выступает, как показатель эффективности профессиональной ориентации.

1.2 Основные теоретические и практические ступени и этапы системы профориентации в школе

Первая ступень общего среднего образования .

Начальная школа (1-4 классы). С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Вторая ступень общего среднего образования.

Основная школа (5-7 классы).

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы).

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

Третья ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы).

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии .

1.3 Факторы профессионального самоопределения личности

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно - дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор работы - один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос "Зачем я вообще учусь?". В ст. 14 ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о содержании образования, которое «… является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием "специальное образование", предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент, как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

Субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

Объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Ученые установили, что профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествует несколько этапов.

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста) характеризуется малодифференцированными представлениями о мире профессий - ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

На этапе профессионального самоопределения (старший школьный возраст) происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

Следующий этап - профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

На этапе профессиональной адаптации происходит формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений, после чего следует самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Личность - это сложнейшая саморегулирующая система, и ей нужно включиться в систему общественного ориентирования для сознательного выбора профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность "черпает" мотивы и цели своей деятельности.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта, как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека;

Потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы, представления о жизненных ценностях. Эту группу образуют различные компоненты направленности личности. Они обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ

2.1. Значимость социологического опроса студентов для определения эффективности проведения профориентационной работы в школах

Автор, в процессе исследования, осознал необходимость проведения опроса обучающихся колледжа. Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор. Проблема выбора всегда стоит остро, особенно, если выбор касается будущего: вторая половинка, место жительства и конечно профессия. Нам стало интересно насколько студенты, обучающиеся по специальности «Технология приготовления продукции общественного питания» являются просто «попутчиками» или они «реальные коллеги». Цель данного исследования – выявить, как проводилась профориентационная работа в школах. Попытка осознать степень эффективности данных мероприятий. В рамках обозначенной цели наметим задачи: во-первых, составить анкету на тему «Профориентация: упущенные возможности или реальная помощь?»; во-вторых, провести опрос по данной анкете; в-третьих, проанализировать полученные результаты для выявления причинно-следственной связи между профориентационной работой в школе и реальным выбором профессии личности. Нами было запланировано опросить студентов первого курса и третьего, данный избирательный принцип обусловлен тем обстоятельством, что к третьему курсу численность учащихся сокращается - это указывает на заблуждение при выборе профессии, вызванное неэффективной профориентационной работой в школе.

2.2 Анализ и интерпретация мнения студентов колледжа по результатам социологического опроса

Для уточнения верности выводов в работе, автор провел социологический опрос. Всего в исследовании приняло участие 50 студентов 1 и 3-го курсов Анапского колледжа сферы услуг. Из общего числа опрошенных 21 человек, что составляет 42% молодых людей и 29 человек – 58% девушек. Возраст опрашиваемых был в диапазоне от 15 лет до 21 года.

Рис. 1 Формы профориентации в школах

Согласно данным результатов опроса можно привести следующую интерпретацию исследования: на вопрос о факте проведения и формах проведения профориентационных мероприятий ответы респондентов распределились следующим образом: 48 человек – 96% утверждает, что в их школах организовывались экскурсии для посещения дней открытых дверей в учебные заведения города. Можно предположить, что такая массовость проведения этого мероприятия связана с дешевизной и простотой организации со стороны школы. 80% 40 респондентов посещали ярмарки профессий в городе. 67%-34 опрошенных черпали информацию о профессиях из встреч с представителями учебных заведений, проводимых в стенах школы.35% - 18 человек посещали теоретические занятия по профориентации, проводимых в рамках учебного занятии в классе. 14% - 7 респондентов принимали участи в психологических тренингах и тестах. 4%- 2 человек посещали экскурсии на предприятия, где работают их родители. Ни один из опрошенных студентов не заявил об отсутствии профориентационных работ в школе.

Диаграмма [Рис.2] отражает процентное отношение общего числа опрошенных о знаниях требований и функций, выполняемых на будущем месте работы.

Рис. 2 Знание требований и функций, выполняемых на будущем месте работы

Автор предлагает следующие результаты и интерпретацию исследования: на вопрос о знании требований и функций на будущем месте работы ответы респондентов распределились следующим образом 45 человек – 90% утверждает, что они ознакомлены с требованиями и функциями, выполняемыми на будущем месте работы из интернета. Можно предположить, что массовость выбора этого источника, обусловлена его доступностью и удобством поиска информации. 27% - 14 человек узнали о свей будущей специальности из рассказов своих родителей. 15%- 8 человек посещали ярмарки вакансий. 4%- 2 студентов имеют примерное представление из теоретических занятий в школе. 2% - 1 человек не имеет четкого представления о своих будущих обязанностях как специалиста.

Диаграмма [Рис.3], отражающая процентное отношение общего числа опрошенных о главной проблеме выбора профессии.

Рис 3. Причины сложности выбора профессии

Автор предлагает следующие результаты и интерпретацию исследования: на вопрос о главной проблеме выбора профессии ответы респондентов распределились следующим образом 47 человек – 94% считает, что главной проблемой выбора профессии является – неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности. 5% - 3 человека, считают, что выбор профессии осложняется отсутствием знания о рынке труда. 9% - 5 респондентов уверенны в низком качестве профориентации в школе. Можно предположить, что эта проблема возникла из-за недостаточной самостоятельности молодежи.

Диаграмма [Рис. 4] отражает процентное отношение общего числа опрошенных о критериях при выбороре профессии будующего места учебы и профессии.

Рис 4. Критерии при выборе будущего места учебы и будущей профессии

На вопрос о критериях при выборе будущего места учебы и будущей профессии ответы респондентов распределились следующим образом: 39 человек – 78% - предпочитают ориентироваться на престижность и высокую оплату труда, 65% - 32 человека решились поступать по рекомендации со стороны родителей, 20%- 10 респондентов привлекло наличие бюджетных мест, 5%- 3 студентов следовали примеру своих друзей. Также в анкете был предложен вариант ответа «Больше никуда не взяли», но, ни один из опрошенных не выбрал данный вариант. Можно смело утверждать, что большая часть молодых людей при выборе профессии ориентируются на «престижность» и «оплачиваемость», так как они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми, а желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию есть у всех. Автор уверен в отсутствии тех «случайных» людей, которые могли прийти в профессию. Напрямую и косвенно студенты пришли с уже сформировавшимся мнением о необходимости получения именно данной специальности, даже не смотря на разнообразие выбора. Тем не менее, профориентационная работа была проведена не на том уровне или не теми методами, которые хотелось бы видеть. Эффект от проводимых мероприятий крайне низок. И большая часть студентов предпочитает выбирать специальность не по принципу призвания, а на основании доступности. Информационным источником о профессиях по старинке является интернет. Только лишь погружение в реальность профессии даст объективную оценку в глазах абитуриентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор считает, что профориентация проходит на протяжении всей жизни, начинается в школе, где проходит формирование у детей готовности к труду, воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности и профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии. Далее в колледже и в ВУЗе, п роведение профориентационных мероприятий в институте, дает возможность решения следующих задач:

1. Сформировать самосознание у студента к профессиональной деятельности, используя полученные навыки, знания для самореализации своих возможностей, на рынке труда.

2. Подготовка студентов, выпускников к процессу трудоустройства и адаптации на предприятии.

3. Сотрудничество с профильными предприятиями, заинтересованными в молодых специалистах.

Также профориентация встречается на работе, в виде повышения квалификации. Любое предприятие, обучая свой персонал, в первую очередь преследует следующие цели:

приспособить работника к самым новым тенденциям в профессиональном и техническом развитии;

совершить переход на высшую ступеньку в карьерном росте.

Это может быть, к примеру, руководящий персонал среднего звена или ведущий специалист. В первом случае проводятся учебные мероприятия, которые сопровождают трудовой процесс. Происходит это на самом предприятии, без отрыва работников от производства. Во втором случае, повышение квалификации персонала подразумевает посещение сотрудниками специализированных курсов, которые проводит само предприятие, или же занятия в профессиональных школах и учебных центрах.

Реально профессиональный выбор, особенно в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение человека, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых. В идеале, подростку требуется помощь всего общества в целом.

В заключение необходимо отметить, что среди условий, создаваемых для повышения качества общего образования, необходимо акцентировать внимание на создании в системе профессиональной ориентации учеников каждой школы в России - условий для психологической поддержки обучающихся, а также оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной выбранной профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дереклеева И.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10- 11классы)/ под ред. И.С. Артюховой.: ВАКО,2012.

2. Дик Н.Ф., Дик Т.Н. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Воспитание в условиях профильного обучения/ Н.Ф. Дик, Т.Н.Дик.- 3-е изд., перераб. и доп.- Растов- н- Д6 Феникс, 2015.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2014.

4. Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. – М.: - Педагогика, 2011.

5. Исмагилова Ф.С. Основы профориентационного консультирования: Учеб. пособие, Екатеринбург, 2010.

6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 2013.

7. Крылова А.А., Маничев А.С. практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии. СПб. : Питер. 2011.

8. Кухарчук А.М. , Седова Е.Л., Лях Е.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – М.: Белорусская навука.2010.