Игры по теме зимующие птицы. Электронная дидактическая игра «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста. Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

Людмила Андросова
Дидактические игры по экологии в детском саду.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

города Губкин Белгородской области

Дидактические игры

в рамках проектной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для дошкольников в средней группе

В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры , как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

“Что надо для гнезда»

Программное содержание :

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы» : перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Путаница. Дидактическое лото

Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры : "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель : закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игры : "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель : воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

.Дидактические игры : "Чей это домик", "Кто чей?".

Цель : развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

Дидактическая игра «Улетает - не улетает» . (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.)

Цель :воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» .

Цель : воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель : воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

Дидактическая игра «Сравни птиц»

Цель : обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

Цель : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Воробей - чирикает, ворона - каркает, голубь - воркует, синица - свистит, утка - крякает, соловей - поет, кукушка - кукует.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Цель : развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование :карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос : «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная) .

Примерный перечень оборудования для игры

Домашние – дикие птицы

Курица, гусь, индюк баран

Утка, петух, павлин лошадь

Цыпленок, утенок, гусенок свинья

Птицы – звери

Страус, пингвин, аист дельфин

Дельфин, морж, осьминог пингвин

«Четвёртый лишний»

Цель :. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Летает, плавает, бегает»

Цель : продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например : при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Цель : продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование : карточки, набор геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

Д/И «Кто потерял?»

Цель : продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.

Д/И «Исправь ошибку»

А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)

«Береги природу»

Цель : воспитывать чувство любви к родной природе;

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель : уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

Дидактическая игра «Птичья семейка»

Цель : учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Петух – курица – цыпленок (цыплята)

Гусь - …. - ….

Селезень - … - ….

Индюк - …. - ….

Дидактическая игра «Кто как разговаривает»

Цель : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Утка (кря-кря) – крякает;

Гусь ….) - ….

Петух ….) - ….

Курица) - ….

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

Цыпленок – цыплята

Курица - ….

Индюк - ….

Утенок - ….

Гусенок - ….

Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Цель : развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе

Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;

Индюшка ….) - ….

Картотека

дидактических игр по теме «Птицы»

для детей среднего дошкольного возраста.

Составила:

воспитатель ГБОУ СОШ№10 СПДС «Алёнушка»

Будак Татьяна Михайловна

«Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.

«Кто из птиц лишний»

Цель : упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры : педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»


Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.


Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

«В мире птиц»

Цель : закрепить знание детей о птицах.

Ход игры : На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель : закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры.

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

«Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

«Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

«Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры :

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

«Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Ход игры :

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

«Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже

Ход игры :

На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

Подвижная игра
«Птицы зимующие, птицы перелетные»

Пояснительная записка

игра предназначена для детей старшего возраста – 5-7 лет

Игру целесообразно проводить в период действия лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

Задачи:

1.Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

2.Учить дифференцировать понятия «Зимующие» и «Перелетные» птицы;

3.Развивать внимание, слуховое восприятие, воображение;

4.Воспитывать интерес к природе (перелетные и зимующие птицы);

Предварительная работа:

В рамках лексических тем ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края», организуется взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ (воспитателями). Взаимодействие заключается в подготовке к восприятию данной игры.

Подготовка к восприятию игры

— проведение ООД в соответствии с лексическими темами ДОУ: «Кто как готовится к зиме. Животные и птицы нашего края», «Встречаем птиц. Птицы нашего края»

— проведение индивидуальных, групповых и фронтальных бесед в соответствии с данными лексическими темами ДОУ

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.

Оборудование: шнур или канат

Темп : умеренный

Подготовка: На одной стороне зала проводится (выкладывается шнуром) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна.

Правила игры:

— бегая врассыпную, не наталкиваться друг на друга

— выполнять перемещение за черту (шнур, канат) или садиться на корточки только после слов «…крылья расправляет»

— проговаривать все слова четко, не задерживаясь

Ход игры :

В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.

Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.

Воспитатель произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

Игра повторяется 5-6 раз.

В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Название: Подвижная игра для детей старшего возраста (5-7 лет) «Птицы зимующие, птицы перелетные»
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Подвижные


Должность: инструктор по физической культуре
Место работы: МДОУ Детский сад № 22 д. Яраткулова
Месторасположение: Челябинская область, Аргаяшский район, д. Яраткулова, ул.Центральная, 25

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах отлета птиц.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
  • Разгадывание загадок о птицах.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Выполнение налепа «Птицы на ветке».
  • Конструирование из кефирных коробок «Кормушки».
  • Заучивание стихотворений: «Воробьи и кот», «Березовый сок», «Валенки» Т. Шорыгиной; «Жаворонок» В. Жуковского; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Воробышки» С.Есенина; «Ворона» А.Барто; «Снегирь» Е.Демьянова.
  • Чтение произведений: «Ворона и сорока» К. Ушинского; «Птицы», «Синичкина кладовая» Н.Сладкова; «Гаечки» М.Пришвина; рассказы из книги «Птицы. Какие они?» Т.Шорыгиной.

Материалы:

  • ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.
  • Костюм фотоохотника.
  • Картонные медали «Друзья птиц».
  • Энциклопедия «Птицы».
  • Фотоснимки «Птицы».
  • Цветные карандаши, альбомные листы.

Ход НОД

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? Что с ними могло случиться? (ответы детей).

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

Как называются такие птицы? (ответы детей).

Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Зимующие и перелетные птицы».

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

А как вы думаете, какие птицы улетели первыми?

Дети: Те, которые питались насекомыми, а насекомые спрятались.

Воспитатель: Сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы знаете, чем питаются зимующие и перелетные птицы.

Проводится дидактическая игра на интерактивной доске «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Раздается стук в дверь. Входит фотоохотник с фоторужьем.

Фотоохотник: Здравствуйте! Я правильно пришел туда, где ребята считают себя друзьями птиц?

Воспитатель: А Вы кто? И почему у Вас ружье?

Фотоохотник: Это фоторужье. При помощи его я наблюдаю за птицами, животными, растениями и фотографирую интересные моменты из их жизни.

Воспитатель: Дети, вы догадались, кто это?

Дети: Фотоохотник!

Фотоохотник: Ребята, а вы много знаете о жизни птиц?

Фотоохотник: Давайте это проверим. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «В мире птиц».

Проводится игра на интерактивной доске «В мире птиц».

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

По окончании игры фотоохотник хвалит детей и вручает им медали «Друзья птиц».

Воспитатель: Фотоохотник, а сейчас мы тебя приглашаем поиграть.

Проводится физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри 4 хлопка руками по бокам и
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками,
Греются на солнышке. опущенными вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. строку.
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате,
За метелью, за метелью! взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: Дорогой, фотоохотник, ты наверное устал. Присядь, отдохни. Ребята хотят кое-чем порадовать тебя. Они не такие хорошие фотографы, как ты, но зато очень любят рисовать. Сейчас они нарисуют для тебя своих любимых птиц.

Дети рисуют цветными карандашами на тему «Моя любимая птица». Выполненные рисунки дарят фотоохотнику.

Фотоохотник беседует с детьми по вопросам:

  • Почему ты нарисовал эту птицу?
  • Где ты ее встречал?
  • Что ты о ней знаешь?
  • Что хочешь о ней узнать? (Ответы детей.)

Фотоохотник: А я на прощание хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц, которые я наблюдал, и энциклопедию «Птицы».

Воспитатель: Спасибо, фотоохотник, тебе за твои фотографии. Мы с удовольствием будем их рассматривать и ждать новых.

Фотоохотник прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Воспитатель: А новые знания мы получим из той книги, которую подарил нам фотоохотник.

Список используемой литературы:

  1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
  2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».
  3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
  4. Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».