Таможенная пошлина и другие таможенные платежи. Функции таможенных платежей. Бухгалтерский и налоговый учет

Расширяя сферу своей деятельности, организация может выйти на внешний рынок. Участие во внешнеэкономической деятельности вызывает массу вопросов, в том числе по на таможенную границу и учете их в расходах. Это осложняется тем, что организации необходимо применять Таможенный кодекс и учитывать нормы Налогового кодекса, в частности гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 25 "Налог на прибыль организаций" в их взаимосвязи.

Статья посвящена порядку уплаты данных платежей, особенностям включения их в расходы, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Внешнеэкономическая деятельность - это особая сфера. При ввозе товаров на таможенную территорию организация должна уплатить таможенные платежи.

Если организация объектом налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов, она вправе воспользоваться пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому можно включить в расходы суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Рассмотрим терминологию, применяемую в Таможенном кодексе.

Товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам (за некоторым исключением). Перемещение через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. Под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение ими таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с ними до их выпуска таможенными органами. Единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Ее пределы признаются таможенной границей, которая совпадает с государственной границей РФ, за некоторыми исключениями.

Понятие таможенных платежей дано в ст. 318 Таможенного кодекса. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенный кодекс объединил таможенные платежи в три группы: таможенные пошлины, налоги (НДС и акцизы), таможенные сборы. Рассмотрим их подробнее.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определено, что таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Свод ставок ввозных таможенных пошлин представлен в Таможенном тарифе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Вывоз товаров с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Приказом ГТК России от 06.08.2003 N 865.

НДС и акцизы

В Таможенном кодексе налоги - это НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом. Соответственно, в вопросах налогообложения нужно применять нормы Таможенного и Налогового кодексов.

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Порядок уплаты НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, Таможенным кодексом не установлен - он рассмотрен в гл. 21 НК РФ.

Подпункт 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ признает расходами для целей исчисления единого налога суммы таможенных платежей за исключением платежей, которые подлежат возврату в соответствии с таможенным законодательством. Рассмотрим вопрос, должен ли "упрощенец" возмещать уплаченную сумму НДС или включать ее в расходы?

Федеральная налоговая служба считает, что НДС, уплаченный "упрощенцем" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не возмещается, а учитывается в составе расходов. Это следует из его Письма от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@: суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных основных средств. Аналогичная позиция представлена в Письме ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/553/10. В обоснование того, что налог нужно учитывать в составе расходов, указано, что "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС, поэтому к ним применима норма пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ об учете сумм налога в составе расходов.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их ввоза лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика. Правы ли налоговики? Нет.

Во-первых, таможенное законодательство не определяет, что понимать под таможенными платежами, не подлежащими возврату налогоплательщику. В нем данным платежам посвящена гл. 33 "Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств" Таможенного кодекса, в которой НДС не упоминается. Данный вопрос в Таможенном кодексе не освещен. Кодекс в отношении порядка взимания НДС предлагает руководствоваться нормами НК РФ, поэтому перейдем к ним.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ лица, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Законодатель относит лиц, применяющих УСНО, к плательщикам НДС только в случае осуществления операций по ввозу товара на таможенную территорию РФ. Позиция налоговиков противоречит данной норме, поэтому пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ не применим к "упрощенцам", осуществляющим операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

"Упрощенцы" признаются плательщиками НДС не только в соответствии с гл. 26.2, но и 21 НК РФ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом обложения НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и в этом случае "упрощенцы" являются плательщиками НДС. Пункт 1 ст. 143 НК РФ говорит о том, что плательщиками НДС являются лица, признаваемые таковыми, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом.

Во-вторых, п. 2 ст. 171 НК РФ сообщает о том, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Выше мы определили, что пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ к рассматриваемой ситуации неприменим. Следовательно, НК РФ не запрещает "упрощенцу" возместить суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Напомним, что в п. 2 ст. 171 НК РФ говорится, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Понятия этих таможенных режимов даны в Таможенном кодексе:

Выпуск для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163);

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209);

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197).

Налоговики ошибочно толкуют нормы законодательства, так как оно не содержит запрета для возмещения сумм НДС, уплаченных "упрощенцами" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Их позиция фискальная, так для бюджета выгоднее, чтобы расходы были включены в налогооблагаемую базу, чем возместить их полностью.

Возможность возмещения сумм НДС у "упрощенца" не связана с объектом налогообложения, поэтому она распространяется как на тех, кто выбрал объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и на тех, кто выбрал "доходы".

В отношении акцизов Таможенный кодекс говорит о том, что применяются и нормы НК РФ, поэтому нужно руководствоваться гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Статья 179 НК РФ признает плательщиками акциза лиц, признаваемых таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается ввоз подакцизных товаров на территорию РФ. Перечень подакцизных товаров дан в ст. 181 НК РФ, например, алкогольная продукция (за некоторыми исключениями), пиво, табачная продукция, легковые автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Таможенный сбор

Таможенный кодекс подразумевает под таможенным сбором платеж, который является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Примечательно, что в первоначальной редакции Таможенного кодекса (вступил в действие с 01.01.2004) гл. 33.1 "Таможенные сборы" отсутствовала, она была утверждена позднее Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2005.

Таможенный сбор за таможенное оформление. Сбор уплачивается при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с ней. Ответственным за уплату сбора является декларант, то есть фирма, которая декларирует товары или от имени которой они декларируются, либо таможенный брокер, если он осуществляет декларирование. Таможенным брокером (представителем) признается посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

В ст. 357.9 Таможенного кодекса перечислены товары, в отношении которых не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление, например:

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.;

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда их декларирование осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

Запасные части и оборудование, перемещаемые через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 278 Таможенного кодекса;

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, например, за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, таможенная стоимость которых:

Не превышает 200 000 руб. включительно - 500 руб.;

Составляет 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 000 руб. включительно, - 1000 руб.;

Составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 200 000 руб. включительно, - 2000 руб.;

1 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 2 500 000 руб. включительно, - 5500 руб.

При этом размер сбора ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не превышает 100 000 руб. При исчислении суммы сбора применяются ставки, действовавшие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение. Сбор платится при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо таможенным режимом международного таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит является таможенной процедурой, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Он применяется при перевозке товаров:

Из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;

Из места их нахождения при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ;

Между складами временного хранения, таможенными складами;

В иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении, если, например:

Перевозчик не доставил хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товары в место их доставки;

Перевозятся отдельные виды товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;

Перевозятся товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения;

Не представлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Ответственными за уплату сбора являются лица, получившие разрешение на внутренний или международный таможенный транзит. Сбор нужно уплатить до начала фактического осуществления таможенного сопровождения, при этом применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

Размер таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава зависит от расстояния:

До 50 км - 2000 руб.;

От 51 до 100 километров - 3000 руб.;

От 101 до 200 километров - 4000 руб.;

Когда протяженность пути превышает 200 километров, тариф составляет 1000 руб. за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 руб. При осуществлении таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна величина таможенного сбора не зависит от протяженности маршрута - она составляет 20 000 руб.

Таможенный сбор за хранение. Сбор уплачивается в случае хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа. Согласно ст. ст. 100 и 216 Таможенного кодекса склады временного хранения и таможенные склады являются зоной таможенного контроля и представляют собой специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие установленным требованиям. Пунктом 2 ст. 357.9 Таможенного кодекса предусмотрены случаи, когда сбор не взимается при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или таможенный склад таможенного органа, а также в иных случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Ответственными за уплату сбора являются лица, поместившие товары на данные склады. Сбор должен быть уплачен до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или таможенного склада. Сбор исчисляется по ставкам, действующим в период хранения товаров на этих складах. Величина сбора зависит от двух факторов: вес товара и количество дней его хранения. Она определяется в размере 1 руб. со 100 килограммов веса в день, а если местом хранения являются специально приспособленные (обустроенные и оборудованные) для хранения отдельных видов товаров помещения - 2 руб. Округление предусмотрено в сторону увеличения: неполные 100 килограммов приравниваются к полным 100, а неполный день - к полному.

Возврат таможенных платежей

Суммы таможенных платежей, подлежащие возврату, не уменьшают величину доходов для целей исчисления единого налога. Возврат таможенных пошлин рассмотрен в гл. 33 Таможенного кодекса. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов считается сумма превышения фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств над суммой, подлежащей уплате. По заявлению плательщика, поданному не позднее трех лет со дня излишней уплаты таможенных пошлин, налога или их взыскания, данные суммы подлежат возврату таможенным органом. Общий срок рассмотрения таможенниками заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата этих сумм не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. На несвоевременно возвращенную сумму начисляются пени. Не всегда плательщик может рассчитывать на возврат таможенных платежей, например, при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

В ст. 356 Таможенного кодекса перечислены другие случаи возврата таможенных платежей:

Если представленная в таможенный орган таможенная декларация считается неподанной в соответствии с Таможенным кодексом;

Отзыв таможенной декларации;

Предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

Восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

Таможенным кодексом предусмотрен возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

Изменение с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 Таможенного кодекса.

Возвращенные суммы таможенных платежей не включаются в расходы, их возврат не зависит от объекта налогообложения, выбранного "упрощенцем".

Порядок списания таможенных платежей

Таможенные платежи, согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным для учета аналогичных расходов плательщиками налога на прибыль. Соответственно порядок их учета зависит от того, в каком качестве будут использованы ввезенные на таможенную территорию товары - как основные средства, материалы, товары для продажи.

Основные средства. Если таможенные платежи уплачены при приобретении ОС, тогда нужно применить нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств", так как первоначальная стоимость для целей единого налога формируется по правилам бухгалтерского учета, что следует из п. 3 ст. 346.16 НК РФ. В п. 8 ПБУ 6/01 указано, что в первоначальную стоимость включаются таможенные пошлины и сборы.

Сырье и материалы. В п. 2 ст. 254 НК РФ определено, что стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Следовательно, в стоимость материалов включаются ввозные таможенные пошлины и сборы.

Товары, предназначенные для продажи. До 01.01.2006 в ст. 346.17 НК РФ отсутствовал порядок учета расходов на приобретение товаров. Статью 268 НК РФ, раскрывающую порядок определения расходов при реализации товаров, "упрощенцам" применять нельзя, так как она не поименована в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Позиция налоговиков была изложена в Письме МНС России от 13.10.2004 N 22-1-15/1667: суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) и суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, предусмотренные пп. 8 и 11 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент получения доходов от реализации данных товаров. Из Письма следует, что таможенные платежи, не подлежащие возврату, включаются в стоимость товаров, причем при получении доходов от реализации товаров.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в п. 2 ст. 346.17 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2006, которые узаконили данный момент учета расходов на приобретение товаров, а также определили методы оценки товаров.

"Упрощенец" сумму таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, вправе учесть в расходах за исключением той части, которая подлежит возврату, а также суммы НДС, которую законодательство не запрещает возмещать. В то же время, если налогоплательщик решит возместить, а не включать в расходы НДС, ему нужно быть готовым к спору с налоговой инспекцией.

Фискальная функция таможенных органов связана с формированием федерального бюджета Российской Федерации за счет взимания таможенных платежей с участников ВЭД при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза, а также с аккумуляцией и распределением между сторонами Таможенного союза бюджетных доходов от импорта товаров на единую таможенную территорию.

Таможенные платежи - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Легальное определение таможенных платежей отсутствует, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия.

Статья 70 ТК ТС предусматривает следующие виды таможенных платежей (рис. 10.1):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

В целях защиты экономических интересов России и Таможенного союза могут применяться:

  • 1) специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • 2) антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • 3) компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.

Для оперативного регулирования объемов ввоза и вывоза отдельных категорий товаров законодательством РФ могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины.

Рис. 10.1 . Виды таможенных платежей

Особые признаки таможенных платежей:

  • 1) выполняют фискальные, регулятивные и протекционистские функции;
  • 2) регулируются ТК ТС (разд. 2), международными договорами государств - участников Таможенного союза, решениями ЕЭК (ранее - КТС), НК, Законом о таможенном регулировании, Законом РФ "О таможенном тарифе", а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • 3) имеют фискальный характер, так как подлежат в установленном порядке обязательному отчислению в бюджеты государств - участников Таможенного союза с предварительным распределением ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей (ст. 51 БК);
  • 4) имеют трансграничный характер, так как взимаются только в случае перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и являются обязательным условием такого перемещения;
  • 5) правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы государств - участников Таможенного союза;
  • 6) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств - членов Таможенного союза. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности;
  • 7) имеют комплексный характер, так как включают фискальные платежи: налогового (НДС, акцизы) и неналогового характера (таможенные пошлины, сборы, иные пошлины);
  • 8) порядок и правила уплаты таможенных платежей зависят от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, и направления перемещения товаров (импорт, экспорт, внутри Таможенного союза).

Особенности взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования устанавливаются гл. 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Таможенный платеж в данном случае является совокупным, т.е. не дифференцируется на отдельные пошлины и налоги.

Для более точного уяснения понятия "таможенные платежи" следует обратить внимание, что оно уже, чем понятие "платежи, предусмотренные таможенным законодательством", так как в состав последних дополнительно включаются обязательные платежи, уплачиваемые при реализации конфискованных товаров, проценты за предоставление плательщикам отсрочек" или рассрочек", а также пени и штрафы. Также следует отличать "таможенные платежи" от "платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров", описанных в ст. 30 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Последние не относятся к таможенным платежам, не взимаются таможенными органами и являются оплатой услуг, предоставленных государственными органами специальной компетенции в области технического контроля, количественных ограничений оборота товара, лицензирования, осуществления валютного контроля, статистических услуг, подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизы и инспекции, карантина, санитарной службы и фумигации и т.д.

При импорте товаров на таможенную территорию Таможенного союза взимается большее количество разновидностей таможенных платежей, чем при экспорте с таможенной территории Таможенного союза.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством государств - участников Таможенного союза.

Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей, так как является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу, носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенной пошлины находится в совместном ведении Таможенного союза и его сторон. Статья 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" относит к таможенным пошлинам ввозную таможенную пошлину, включая сезонные пошлины, и вывозную таможенную пошлину.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ исключил таможенную пошлину из ст. 13 НК, содержащей перечень федеральных налогов и сборов. От налога таможенную пошлину отличают преобладание регулирующей функции таможенной пошлины над фискальной, подзаконный характер установления ставок таможенной пошлины и признак возмездное™ как платы за совершение юридически значимых действий таможенными органами при выпуске товара. Однако (что не характерно для фискального сбора) возмездность таможенной пошлины не отличается эквивалентностью: размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов.

Критерии классификации таможенных пошлин различны: направление перемещения товаров, способ исчисления таможенной пошлины, порядок введения таможенной пошлины и т.д.

По направлению перемещения товаров таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), которые взимаются соответственно при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывозе за ее пределы. Как указывалось выше, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Таможенным союзом и являются едиными на всей его таможенной территории, а ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Российской Федерацией и действую на территории РФ.

Основную часть таможенных пошлин как в Таможенном союзе, так и за рубежом составляют ввозные таможенные пошлины, которые являются главным механизмом защиты и приспособления национальной экономики к иностранной продукции. Ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего в протекционистских целях и играют роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса государств - членов Таможенного союза.

Вывозные таможенные пошлины применяются реже и нацелены либо на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удержание их на территории государства, либо на развитие отдельных отраслей экономики, например перерабатывающих отраслей, посредством повышения вывозных таможенных пошлин на сырье.

Международное таможенное право предусматривает возможность применения транзитных таможенных пошлин, целью введения которых может быть сокращение транспортных потоков по таможенной территории либо осуществление экономического давления на сопредельные страны. Транзитная пошлина почти повсюду обнуляется посредством заключения международных договоров. Начиная с середины XX в. в национальных правовых системах реализуется международный принцип свободы таможенного транзита, закрепленный в ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30.10.1947 и ряде иных международно-правовых актов1. Данный принцип предусматривает освобождение процедуры таможенного транзита от уплаты таможенных пошлин.

По способу исчисления таможенные пошлины могут быть (ст. 71 ТК ТС):

  • 1) адвалорные - тарифные ставки, установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • 2) специфические - тарифные ставки, установленные в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
  • 3) комбинированные - тарифные ставки, сочетающие специфический и адвалорный способы расчета таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, видов сделок и других факторов. Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоемкой продукции. Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток - в необходимости правильного определения цены товара и установления его таможенной стоимости, что не всегда удается сделать1. Преимущество специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, однако они недостаточно реагируют на изменение цеповых показателей внешнеторговой деятельности.

По порядку введения таможенные пошлины делятся на две группы: ординарные и партикулярные.

Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, имеют безусловный и бессрочный характер. К ним относится большинство применяемых ввозных и вывозных пошлин Таможенного союза.

Партикулярные таможенные пошлины носят протекционистский характер и устанавливаются на ограниченные сроки в целях предотвращения вреда или ликвидации угрозы национальной экономике при импорте иностранного товара. К партикулярным пошлинам относятся сезонные пошлины, особые пошлины, пошлины, взимаемые в условиях установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым применяется тарифное квотирование.

Установление сезонных пошлин находится в национальном ведении Российской Федерации и иных членов Таможенного союза. Сезонные пошлины - виды таможенных пошлин, которые применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров, цены на которые циклически меняются по временам года. Сезонная таможенная пошлина применяется вместо ввозной либо вывозной таможенной пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году (ст. 6 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Особые пошлины устанавливаются в целях защиты экономических интересов государств - членов Таможенного союза от ввоза иностранных товаров и уплачиваются сверх взимаемых ввозных таможенных пошлин. Согласно ст. 7 Закона РФ "О таможенном тарифе" в зависимости от причины введения подобной защитной меры особые пошлины могут быть трех видов:

  • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Особые таможенные пошлины устанавливаются Россией па основании Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам".

Введению специальной защитной меры при импорте товара должно предшествовать официальное расследование, проводимое в соответствии с таможенным законодательством государств - членов Таможенного со юза i! целях установления необходимости их введения. Основанием применения защитных мер может быть установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и причинение этим серьезного ущерба (угрозы ущерба) отрасли внутренней экономики. Введению указанных видов партикулярных пошлин может предшествовать применение аналогичных предварительных особых пошлин, которые вводятся до завершения расследования в случае, если дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Максимальный срок действия предварительной специальной пошлины составляет 200 дней, предварительной антидемпинговой - шесть месяцев, предварительной компенсационной - четыре месяца.

Специальная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры в случае возросшего импорта товара, когда данный товар наносит вред (создает угрозу вреда) отрасли внутренней экономики. Данная пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года. Наряду со специальной пошлиной в качестве защитной меры для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию может вводиться импортная квота.

Антидемпинговая пошлина - разновидность особой пошлины, которая применяется в целях противодействия демпинговому импорту, которая взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Демпинг - экономическое явление, связанное с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, менее средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок и устранения конкуренции по ценовому признаку.

Антидемпинговая пошлина является разновидностью мер по противодействию демпинговому импорту, которая применяется наряду с одобрением цеповых обязательств, принятых экспортером. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется в целях нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль внутренней экономики и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Является компенсационной мерой наряду с одобрением обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Партикулярные пошлины характерны для установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно Перечню товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009, государства - члены Таможенного союза получают право применять отличные от ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств в течение установленных периодов времени. Установление переходного периода объясняется существующими различиями в структуре экономик государств-членов и различными потребностями в части объемов и номенклатуры импортируемых на национальные территории товаров.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Более низкие или более высокие ставки устанавливаются решением ЕЭК на срок не более шести месяцев.

Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза предусмотрено применение тарифных квот. Если объем товаров не превышает установленного количества (квоты), применяется пониженная ставка таможенной пошлины, а когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка (см. решение КТС от 18.11.2010 № 505).

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТП.

К налоговым составляющим таможенных платежей относятся НДС и акциз. С 1 февраля 1993 г. они стали взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию России, что и послужило основанием отнесения их к системе таможенных платежей.

Современное состояние интеграционного процесса ЕврАзЭС в рамках Таможенного союза не достигло уровня согласования налоговой политики государств - членов Таможенного союза, что является задачей следующих этапов интеграционного развития.

В настоящее время порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и между членами Таможенного союза, определяется национальным налоговым и таможенным законодательством его государств-членов с учетом требований интеграционного законодательства: согласно ст. 4 Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Основным документом Таможенного союза, регулирующим правила взимания НДС и акцизов, является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколы, принятые к нему.

По своей природе НДС и акцизы являются косвенными налогами и выполняют фискальные функции мобилизации доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в федеральный бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставки НДС установлены ст. 164 НК.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления. Включается в цену товаров и впоследствии уплачивается потребителем. Им облагаются только некоторые категории "подакцизных" товаров. Положения об акцизах регулируются гл. 22 НК, ст. 181 которой определяет исчерпывающий список подакцизных товаров 10 видов, которые можно объединить в четыре группы:

  • спиртосодержащая продукция;
  • табачные изделия;
  • автомобили;
  • горюче-смазочные материалы.

Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Таможенный сбор является фискальным сбором, выполняющим компенсационные функции по возмещению затрат, произведенных таможенными органами.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. Согласно положениям гл. 14 Закона о таможенном регулировании можно выделить следующие виды таможенных сборов:

  • таможенные сборы за таможенные операции - уплачиваются за таможенные операции при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение -уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • таможенные сборы за хранение - уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа;
  • ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов (ст. 130 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии с Конституцией РФ, таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды, классификация таможенных платежей

В соответствии с главой 9 ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таможенных платежей относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все таможенные платежи объединяются тем, что все они взимаются, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи - это налог на добавленную стоимость, акцизы и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования таможенных органов и должностных лиц об уплате иных видов таможенных платежей, не предусмотренных ст.70 ТК ТС, являются незаконными. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, а также специальным законодательством ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе». Применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин является ограничением экономического характера, пошлины взимаются в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенные платежи в рамках внешнеэкономических отношений могут рассматриваться как:

Как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.) и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенные платежи - налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые таможенными органами при:

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

выполнении действий, способствующих (сопутствующих) данному перемещению.

Таможенный кодекс выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин ввозные и вывозные. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами:

сезонные,

специальные,

антидемпинговые,

компенсационные.

В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин (рисунок 1, 2,3):

Рисунок 1 - классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств


Рисунок 2 - классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания


Рисунок 3 - классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

С целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться особые виды платежей:

Специальные пошлины - применяются:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих наносить ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

В качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или союзов;

Антидемпинговые таможенные пошлины - пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационная таможенная пошлина - это таможенный платеж, взимаемый в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные таможенные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации, при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Существует таможенная пошлина - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, приобретенной в итоге обработки или же переработки раньше ввезенных и оплаченных пошлиной продуктов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет страны части добавленной цены, которая формируется на всех стадиях процесса изготовления продуктов, и вносится в бюджет по мере реализации. Порядок исчисления налога и его уплаты сначала был определён законодательством «О налоге на добавленную стоимость», регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый большей частью на предметы глобального употребления. Порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление - это оплата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор - это оплата за таможенное оформление транспортных средств и продуктов, взимаемая в государственной денежной единице.

К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы и иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством и взимаемые, в установленном порядке таможенными органами РФ в целях воплощения таможенно_тарифного регулировки внешнеэкономической работы.

Таможенные платежи возможно систематизировать:

  • * в зависимости от направленности движения продуктов и транспортных средств,
  • * в зависимости от метода взимания,
  • * в зависимости от государства происхождения продуктов.

Еще используются особенные облики платежей, взимаемые с целью обороны финансовых интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную землю РФ.

Введение

Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Таможенные платежив большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих их функций. Их уплата - одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства. Именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов.

Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс Российской Федерации, в статье 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются другими нормативно-правовыми актами, такими как Налоговый кодекс РФ и другие.

1. Таможенные платежи: общая характеристика и виды

Таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Уплата таможенных платежей является одним из условий осуществления операций, связанных с внешней торговлей.

Система таможенных платежей установлена статьей 318 ТК РФ

Таможенная пошлина - обязательный платеж немалого характера в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Таможенная пошлина причислена к числу неналоговых доходов федерального бюджета.

Определить ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

ТН ВЭД - документ, утверждаемый Правительством Российской Федерации и основанный на Международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации, должен быть однозначно отнесен к той или иной группировке, что отражает код ТН ВЭД. Коду соответствует:

) подробное описание товара в зависимости от вида и степени промышленной переработки;

) ставка таможенной пошлины.

Код ТН ВЭД следует отличать от штрих-кода, поскольку последний применяется в целях определения страны происхождения и конкретного производителя товара.

Свод ставок таможенных пошлин по всем товарным позициям представляет собой таможенный тариф.Таможенным тарифом называют также таможенную пошлину для конкретного товара.

В Российской Федерации законодательно закреплено 2 вида таможенной пошлины: ввозная и вывозная. Транзитные пошлины практически не встречаются в практике международной торговли.

Закон о таможенном тарифе содержит виды ставок таможенных пошлин в зависимости от способа взимания.

адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара; специфические устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара (например, за 1 кг);

комбинированные ставки сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг).

На уровень таможенного обложения оказывает влияние страна происхождения товара. В ТН ВЭД обычно указывается минимальная ставка таможенной пошлины, применяемая в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

Отдельные страны, перечень которых устанавливает Правительство РФ, пользуются системой преференций, льгот в таможенном обложении. Традиционно «скидки с таможенного тарифа» предоставляются развивающимся странам: от минимального уровня таможенного обложения вычитается 25%.

Применение специальных защитных пошлин, которые являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх таможенного тарифа, является примером карательных Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными. В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные).

НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу России, действует три вида ставок (ст. 164 НК РФ): нулевая, 10% и 18%. Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются (ст. 191 НК РФ): объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а их предельный размер не должен превышать 100 тыс.руб. Объем таможенных сборов за таможенное сопровождение варьируется не только от длины пути, но и от вида транспортного средства (ч. 1, 2 ст. 357.10 ТК РФ).

Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день (ч. 3 ст. 357.10 ТК РФ).

. Правовое регулирование уплаты и взимания таможенных платежей

таможенный платеж

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима (ст. 320).

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Если лица приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для целей их исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Методика определения таможенной стоимости для ввозимых товаров устанавливается положениями закона о таможенном тарифе, для вывозимых - постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Таможенные пошлины, налоги (ст. 324 ТК РФ) исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление производится в российской валюте. При этом, как правило, применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации.

Пересчет иностранной валюты осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.

Под сроком уплаты таможенных платежейследует понимать период времени, в течение которого заинтересованное лицо обязано уплатить причитающуюся сумму. Ст. 329 ТК РФ установлены различные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможенные сборы, как правило, уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. За таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, за таможенное сопровождение - до начала его фактического осуществления, за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 ст. 330 ТК РФ).

Таможенные платежи подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации. Обязанность по их уплате признается выполненной (ст. 332 ТК РФ):

с момента списания денежных средств со счета плательщика

с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

с момента зачета излишне уплаченных сумм (авансовых платежей) в счет уплаты таможенных платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления (получения распоряжения) о зачете;

с момента зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иной имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки.

Перечень оснований для изменения срока уплаты таможенных платежей является исчерпывающим (ст. 334 ТК РФ):

причинение лицу ущерба в результате форс-мажорных обстоятельств;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета;

перемещение скоропортящихся товаров;

осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица.

Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях: при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства (ч. 1 ст. 335 ТК РФ).

Перенесение срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей позволяет плательщику определенный период времени (от 1 до 6 месяцев) пользоваться государственными средствами. Поэтому на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей в период рассрочки или отсрочки (ст. 336 ТК РФ). В целях усиления гарантии уплаты таможенных платежей и процентов, таможенный орган требует также обеспечить их уплату (например, поручительством).

. Принудительный порядок взыскания таможенных платежей

Принудительное взыскание таможенных платежейприменяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам также относятся ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.

Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК РФ). Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Срок уплаты пени - одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой уплаты.

До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный орган обязан представить плательщику требование в виде письменного извещения о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения. Требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Бесспорным оно является для юридических лиц, когда взыскание производится за счет безналичных денежных средств на счетах плательщика, а также за счет иного его имущества. Если взыскание производится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым.

. Обеспечение уплаты таможенных платежей

В случаях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; условного выпуска товаров; перевозки и (или) хранения иностранных товаров; осуществления деятельности в области таможенного дела; осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны требуется обеспечение исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены, обеспечение также не требуется (схема 2).


Выбор конкретного способа обеспечения уплаты таможенных платежей - право плательщика.

Залог- есть одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 340 ТК РФ). Залоговые отношения имеют гражданско-правовой характер и в целом регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Сторонами договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект внешнеторговой деятельности).

При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.

Банковская гарантиякак способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом, в отношении которого представляется такая гарантия. В качестве гарантов перед таможенными органами могут выступать банки, а также кредитные или страховые организации, включенные в Реестр ФТС России.

Отношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются положениями законодательства о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

Денежный залогпредставляет собой внесение денежных средств (в валюте Российской Федерации) в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 345 ТК РФ). Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, индексация внесенных сумм не производится.

В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка.

Поручительствооформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем (ст. 346 ТК РФ, ст. 361-367 ГК РФ).

В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее 3 дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является такое обеспечение.

Заключение

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ. Исследуемый в курсовой работе вопрос о порядке и особенностях уплаты таможенных платежей представляет интерес с научно-прикладной точки зрения, поскольку обобщение накопленного опыта, применение научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о таможенном деле повысят эффективность деятельности таможенных органов и субъектов хозяйствования в данной области.

При написании данной курсовой работы, мы рассмотрели самые главные стороны таможенной политики в отношении таможенных платежей. Поняли, что установление таможенных пошлин, налогов и сборов представляет собой сложный процесс, за счет уплаты которых пополняется казна федерального бюджета, осуществляется защита внутреннего рынка.

В ходе подготовки курсовой работы основой явилось изучение действующего российского и международного законодательства. Наряду с источниками, непосредственно относящимися к исследуемой проблеме, широко использовалась литература по конституционному, гражданскому и другим отраслям права. Настоящая курсовая работа представляет собой комплексное исследование таможенных платежей, порядка и сроков уплаты таможенных платежей.

Список использованных источников

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Справочная правовая система КонсультантПлюс. - 2011.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.11.2009 N 290-ФЗ).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 года № 243-ФЗ).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 года N 352-ФЗ).

5. Бакаева О.Ю. Таможенное право. / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272с.

Егиазаров В.А. Транспортное право. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: «О Юстицинформ», 2008. - 592с.

Таможенное право. / Чинько В.А. - М.: Эксмо, 2007. - 32с.

Таможенное право. / Под общ. ред. Андриашина Х.А. - М.: «ЗАО Юстицинформ», 2006. - 264с.

Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Зерцало-М», 2006. - 440с.