Письма военных лет. Письмо солдату Военные письма с фронта

Семье в Омск

25 cентября 1941 г.

«Дорогие и милые Лёлик, Белуська и Лида! Шлю вам свой сердечный привет и желаю всего наилучшего... Как дела с овощами? Я предполагаю, что овощей у вас в нынешний год вполне хватит. Как наша дочура, выросли ли зубёнки? Меня это очень интересует. Как я соскучился о вас всех! Но когда придётся увидеться - это вопрос растяжимый... Милый Лёлик поцелуй за меня наше золотко».

Виктор Юрьев, старший писарь. С осени 1941 г. - в списках без вести пропавших.

Напиши про Маруську...

Сестре Зине в Ивановскую область

«Здравствуй, Зина! Шлю тебе горячий братский привет. Я после госпиталя опять приехал в свою часть и снова на передовой линии. Зина, ты на нашу часть присылала посылку? Я эту посылку не застал. Зина, пиши, как окончила вторую четверть, какие получила отметки. Зина, а дома ли Маруська Кузнецова? Мне кажется, она на меня сильно обиделась. Напиши мне про неё. Ну вот вроде как и всё пока. Крепко целую. Женя».

Евгений Сипягин, лейтенант, 21 год. Погиб 5 мая 1943 г. под Великими Луками. Там же и похоронен в братской могиле.

Боец Ленинградского фронта читает письмо из дома. Фото: РИА Новости / Григорий Чертов

Папа, пришли мне гармошку

«Добрый день, любящий папа! Открытку твою получил 5 апреля, за что искренне благодарю. Папа, ты пишешь, что гармошка будет готова к 1 мая, так что я могу даже надеяться, что ты мне её пришлёшь. Я сейчас немного побаливаю, но это ничего. Я всё переношу на ногах. Погода здесь стоит хорошая, наступила настоящая петербуржская весна, снег быстро тает. Папа, ты просишь мою фотокарточку, но я сейчас не в состоянии её сделать. Но буду принимать все муки, чтобы её сделать. Ты пишешь, что вы живёте хорошо, за что я очень рад. Я также живу хорошо, с питанием дело наладилось. Папа, почему ты не пишешь мне, что делали немцы в Ельце и как они драпали из него? Это зажигает в моей душе ещё больше ненависти к врагу...»

Николай Фёдоров, служил в 951-м стрелковом полку. Как сложилась судьба - неизвестно. Его письма к родителям нашли в одном из заброшенных домов Ельца. Музей школы № 23 Ельца ищет родственников.

Наша читательница из Твери Раиса Васильевна Поспелова во время войны сама печатала фронтовые газеты. Её редакция работала в Ленинграде и на 2-м Белорусском фронте. Она общалась с поэтами Михаилом Матусовским и Сергеем Михалковым, которые служили корреспондентами. Сейчас Раисе Васильевне 95 лет. «АиФ» от всей души желает коллеге самого крепкого здоровья. Фото: «АиФ» в Твери

Я был очень доволен сном

Жене и детям в деревню Шишкино Горьковской обл.

3 сентября 1942 г.: «Здравствуйте, родная семья! Во-первых, супруга и детки Лида, Валя, Вова, Коля, Галя и маленький Боря. Шлю вам всем привет. Дальше сообщаю, что получил от вас 2 письма в один день. За которые благодарю. Ещё спасибо дочке Валентине за то, что пишет письма, но напоминаю тебе, дочка, что ты мне ни от кого не написала поклона. Я во сне был дома, и мать на руки дала мне Борю, который был очень сонный, но румяный. Я был очень доволен сном, что видел своё семейство, в особенности малого сына. Пишу письмо вечером после окончания службы в 11 часов. У меня был маленький запас сухарей и сахара, и я сижу пью сладкий чай и пишу письмо. Жаль Николая. Может быть, что и я тоже не ворочусь домой, как и он. На передовую можно попасть через час и утром уже не быть в живых. Пока стоим в деревне, работаем, в дому живём, считаю, лучше вашего, потому что кушаем чистый хлеб…»

17 декабря 1944 г.: «Здравствуйте, мои родные. Сообщаю, что я выехал из Владимира. 17 суток ехал на поезде, остальное пешком. Снега здесь нет, дожди. Грязь по колено. Прибыл на передовую 15 декабря. Нахожусь в Латвии, недалеко от границы Германии… Берегите этот последний адрес. Пока до свидания. Каждую ночь вспоминаю. Надеюсь, вы спите спокойно. А я зябну. Прощайте, прощайте и прощайте. Ваш супруг и папа».

Николай Меженин, звание неизвестно, 47 лет. Совсем немного не дожил до Победы. Погиб в Латвии, похоронен в братской могиле.

Сестра медсанбата пишет письмо родным под диктовку раненого солдата. 1-ый Прибалтийский фронт. Фото: РИА Новости / Сергей Баранов

Остаюсь жив и здоров...

Матери в село Корткерос, Коми, май 1943 г.

«Здравствуй, любимая моя мама! Как твоё здоровье? Почему от тебя нет писем? Где работаешь? У меня пока всё в порядке. Тёте Лене переводил деньги, но ответа пока нет. Дяде Ване тоже пишу частенько. Недавно я получил два ордена Красного Знамени - их уже у меня 4, и пятый орден Красной Звезды. Значит, немцев бью хорошо.

За этот месяц было сто верных случаев, когда можно было погибнуть, но я жив и здоров. Несколько раз уже меня считали убитым, а я всё целый. Пуля меня просто не берёт, кто-то будто надёжно охраняет меня. Я выполнял, что было невозможно, делал то, что никогда не мог, и выстоял тогда, когда все другие были вышиблены. Пиши ответы. Жду. Твой сын Николай».

Николай Нестеров, командир батальона 24-й мотострелковой бригады, 25 лет. 14 июля 1943 г. под Прохоровкой получил смертельное осколочное ранение. После войны останки перенесли в братскую могилу в Белгородской обл.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Маленькие пожелтевшие треугольники, пропахшие порохом, ветхие страницы с выцветшими чернилами и кляксами. Фронтовые письма до сих пор во многих семьях бережно хранятся и передаются как реликвия будущим поколениям, чтобы мы никогда не забывали. Каждое письмо пропитано тоской и любовью, надеждой на будущее и рассказами о жизни в тылу и на передовой.

У каждого письма своя история, отражающая, как зеркало, судьбу семей, которых коснулась страшная и неотвратимая рука войны. Письма, от которых мурашки по коже, ком в горле и слезы на глазах. Письма, рассказывающие историю целого народа, письма, ставшие самой историей.

сайт подготовил подборку фронтовых писем, чтобы сохранить память о войне. Хотя бы для того, чтобы она больше никогда не повторилась.

«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».

Из письма неизвестного солдата

«Девочка моя, приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу».

«Здравствуй, Верусинька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей».

Из писем Алексея Рогова, командира эскадрильи авиаполка. Звание Героя Советского Союза получил посмертно

«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое - уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные».

Гвардии сержант Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 года

Солдат Борис Ручьёв

«Недалеко от места, где мы стоим, расположен лагерь. Лагерь уничтожения. Ты, наверное, читала в газетах о лагере на Майданске. Так этот лагерь в несколько раз превосходит майданский. Шесть миллионов человек было уничтожено там. <...> Камеры, в которых людей душили газом; печи для сожжения трупов; рвы, в которые сбрасывались трупы, вернее, укладывались с немецкой аккуратностью - один ряд головами в одну сторону, другой - в другую. Рвы, доверху наполненные кровью. И во всем и везде эта дьявольская немецкая аккуратность.

Может быть, в тылу не все верят описаниям этих бесчисленных ужасов. Да и в самом деле трудно поверить, что люди, похожие внешне на нас, могли дойти до такой нечеловеческой жестокости. Но когда видишь все это, задаешь себе вопрос: кто они, эти существа, захотевшие истребить человечество? Люди ли это? Конечно, это не люди! Скоро настанет конец этим ужасам, будет расплата».

Борис Ручьёв. 7 марта 1945 года

«...Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Николай Дронов. Погиб под Керчью в 1942 году

Герои Советского Союза старший сержант Закир Асфандияров и сержант Вениамин Пермяков читают письмо из дома

«В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни, защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага».

Письмо школьников своему учителю Александру Беневоленскому на фронт

«Здравствуйте, дорогие мои и навсегда любимые мною ребята! Час назад вспоминал в землянке боевые итоги, своих родных и близких. Открылась дверь - и вместе с клубами холодного воздуха в землянку входит почтальон. Подает мне письмо, написанное детским подчерком, с волнением вскрываю конверт. Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет.

Ваши теплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас. Вот уже четыре месяца, как я со своими товарищами нахожусь на этом участке фронта. Мы прибыли сюда в дни, когда враг, собрав все силы, пытался захватить город. Сотни самолетов летали над нами, они ежедневно сбрасывали сотни бомб. Город был затянут дымом пожарищ, горели дома, заводы, штабеля леса, бензобаки, горело то, что создавалось многолетним трудом народа нашей Родины.

Враг не жалел ничего. Но мы сумели выполнить приказ Сталина и веление Родины: „Назад ни шагу!“ Мы выстояли, хотя порой было очень тяжело, особенно в дни, когда по Волге шел густой лед и людям под артиллерийским и минометным огнем приходилось на лодках доставлять нам продукты и боеприпасы.

В том, что Сталинград отстояли, заслуга не только воинов, но и всего советского народа, это заслуга тыла, которой бесперебойно ковал нам оружие, посылал технику, боеприпасы. Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник...

Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, географию и историю, военное дело и немецкий язык. Мы же обещаем вам выполнять наши задачи, а вы справьтесь на „отлично“ со своими задачами. Если мы выполним это, то победим врага. С фронтовым приветом А. Беневоленский».

КОСТРОМА, 22 июн — РИА Новости, Анна Скудаева. Рядового Василия Смородина командование объявляло погибшим дважды. В день, когда санитарная собака спасла его из-под завала, семье по ошибке направили похоронку. Вторая похоронка пришла в октябре 1944-го из Восточной Пруссии. Спустя почти 70 лет его потомки нашли на чердаке родительского дома пожелтевшие письма с фронта и, прочитав их, отправились по местам сражений, чтобы найти могилу отца и деда.

"Здравствуй, дорогая жена Вера Александровна. Кланяюсь моим милым деткам — дорогому Вове и Гане. Дорогая Вера, меня взяли на передовую. Более мне писем не пиши по старому адресу. Наверное, сегодня вступим в бой. Воюем на германской земле. Передавай поклон всем нашим родным. Пишу, тороплюсь вечером. Пока, до свидания, целую вас крепко, дорогие мои. Буду жив — так напишу вам".

Письма с фронта

Утро 22 июня 1941 года застигло 10-летнего Вову Смородина на речке. Как обычно, они с мальчишками рыбачили. Древний город Макарьев, где они жили, расположен на реке Унже, богатой рыбными заводями. После Октябрьской революции эти благодатные места входили в состав Иваново-Вознесенской губернии, а в 1944-м вошли в состав Костромской области.

"Рыбачим мы и вдруг в 7 утра слышим: "Война! Немцы напали!". Какая уж тут рыбалка. Все мы сразу побежали домой", — вспоминает Владимир Смородин.

Отца Володи, 32-летнего плотника Василия, сразу забрали на фронт. Мама в Макарьеве осталась одна с пятью детьми. Кроме десятилетнего Володи и семилетней Ганечки на ее руках остались трое детей умершей сестры: Ирочка, Галя и Юра, а с ними — парализованная бабушка Екатерина.

"Когда папа ушел на фронт, жить стало очень трудно. Но нас спасло то, что у нас была корова и 18 соток земли, где мы сажали картошку, овощи — благодаря этому, да еще рыбалке и продержались", — рассказывает сын солдата.

В лесу за Унжей, в пяти километрах от Макарьева, горожанам отводили делянки, где нужно было самим валить деревья на дрова. Их по зимней дороге переправляли домой и топили печи.

"На корову нам выделяли покос далеко за рекой, но этой травы ей хватало только на 40%. Чтобы ее прокормить, нам надо было ездить на лодке и искать покосы. Папа, находясь на фронте, очень о нас беспокоился и расспрашивал, где мы косим", — вспоминает Владимир Васильевич.

Письма от отца приходили нечасто. Каждую весточку жена и дети солдата зачитывали до дыр и невольно заучивали наизусть.

"Здравствуйте, дорогие мои! У вас, наверное, сейчас сенокос. Мне интересно знать, где вы косили. Вера, я вам пошлю в этом письме два листа бумаги. У вас, наверное, дома нет, а у меня — много, я не нуждаюсь. Целую вас крепко, дорогие мои".

Похороненный заживо

На фронте рядовой Василий Смородин попал в пехоту. Сначала воевал с ручным пулеметом, потом попал в минометную часть, в состав артиллерийской батареи.

"Во время одной битвы их батарея попала в окружение и оказалась со всех сторон под обстрелом. Отца сильно контузило и ранило в голову, а шестеро его товарищей погибли. Командование думало, что погибли все, и разослало семьям похоронки", — рассказывает сын солдата.

Спасла рядового Смородина собака-санитар. У кучи земли, из которой торчал только один солдатский сапог, животное подало знак, что под завалом живой человек. Когда минометчика откопали, он вернулся в часть, где указал командованию местонахождение орудий и место гибели товарищей.

"Командир при всех объявил, что представит отца к ордену Красной Звезды. Но приказ отправить не успел: через час в блиндаж попал снаряд, и командир погиб", — вспоминает Владимир Васильевич.

Мы еще повоюем!

В день, когда пришла похоронка, вернувшиеся из школы дети застали маму в слезах. Проснувшись на следующее утро, мать в изумлении рассказала детям вещий сон.

"Во сне к ней явился старичок в одежде монаха и сказал: "Что ты плачешь?". Он объяснил, что умирать ее мужу еще не время, и он будет воевать до 1944 года. Мы все очень удивились такому сну. Но через два дня пришло письмо от отца, что он жив и находится в госпитале, а похоронка — ошибка", — вспоминает сын.

Всю войну жена и дети Василия Смородина со страхом ждали наступления 1944 года, помня о мрачном предсказании. Скучая по папе, дети с огромным трудом находили крохотные дефицитные клочки бумаги и писали ему на них письма, сопровождая послания рисунками. Десятилетний Вова дарил папе самолеты, а семилетняя Ганя — цветы.

3 октября 1944 года. Здравствуй, дорогой наш папа. Пишу я тебе письмо и желаю всего хорошего. Папа, я учусь в 3 классе, а Вова — в 6 классе. Папа, мы огород копать кончили. Мама ходит по клюкву. Я с мамой ходила по клюкву и набрала 5 котлов. Вова начал учиться с октября, а я — с сентября. Иронька учится в 4 классе, тоже начала учиться с сентября. Папа, мы вчерася ходили фотографироваться на Григорьевское. Папа, пока, до свидания, целую тебя. Твоя дочь Ганечка.

9 октября. Здравствуй, дорогой наш папа! Пишу я тебе письмо и желаю тебе всего хорошего в твоей жизни. Папа, мы вчера ходили сниматься в Григорьевское, снялись мы во весь рост. В среду мы тебе карточки пошлем. Папа, я учусь в 6 классе, учусь хорошо. Мы учимся вместе с Пуреховым, сидим на одной парте. Папа, мы сейчас рубим капусту. Папа, мы после пойдем играть в футбольный мяч. Папа, погода у нас стоит хорошая. Картошки мы нарыли много. Папа, пока, до свидания. Целую тебя крепко. Ждем домой. Твой сын Вова Смородин.

16 октября. Здравствуй, дорогой наш папа. Пишу тебе я письмо и желаю тебе всего хорошего. Папа, мы огород копать кончили. Я хожу в школу, учусь в 3 классе, учусь ничего. А Иронька учится в 4 классе. Я хожу по теленка. Теленок у нас большой. Папа, мы тебе послали карточку. Папа, пока. До свидания. Целую тебя. Твоя дочь Ганечка.

Дожить до Победы

"Здравствуй, дорогая жена Вера Александровна. Кланяюсь моим милым деткам — дорогому Вове и Гане. Дорогая Вера, я ваше письмо получил, за которое вам спасибо Дорогая Вера, меня взяли на передовую. Более мне писем не пиши по старому адресу. Наверное, сегодня вступим в бой. Воюем на германской земле. Передавай поклон всем нашим родным. Пишу, тороплюсь вечером. Пока, до свидания, целую вас крепко, дорогие мои. Буду жив — так напишу вам.

Пишу дорогому сыну Вове и Ганечке. Вова, я ваши письма получил, за которые вам благодарен. И я очень доволен, что вы учитесь хорошо. Обязательно учитесь, милые детки, это все пригодится. И слушайте матери. Вова, ты не обижай Ганьку и подучивай ее. Пока, до свидания, целую вас крепко — Веру, Вову и Ганечку. Пишите мне ответ. Мой адрес: 241 полевая почта, часть 618, Смородину В.Н.

Пишу милой Гане. Здравствуй, Ганья. Шлю я тебе свой низкий сердечный привет с пожеланием тебе всего хорошего. Милая Ганья, я по тебе сильно стосковался. Наверное, ты у меня стала большая. Может, господь и приведет с вами увидеться. Экие, Ганья, мы переносим страсти и страдания. Но ничего не поделаешь, приходится бороться. Куда судьба приведет — жить или умереть затем. Ганя, до свидания, целую я вас крепко — тебя, Вову и Веру. Передайте привет Гале, Юре и Проньке Козиным, Губленовой и тетушке Оле".

А через два дня Василия Николаевича убили. Он погиб в бою близ города Кибартай в бывшей Восточной Пруссии (ныне это территория Литвы).

Книга памяти

После его смерти командование выслало семье его личные вещи, среди которых оказались письма — ответные послания жены и детей. Конверт с пожелтевшими треугольниками военной поры внуки героя спустя много лет нашли на чердаке родительского дома, каким-то чудом это оказалась полная переписка — и письма солдата, и его семьи. Теперь их бережно хранят как главную фамильную реликвию. Дети погибшего солдата выросли, получили образование. Ганя стала детским доктором, Владимир — инженером-технологом в сфере лесоводства. Сейчас Владимиру Васильевичу 82 года. Вместе с любимой женой Тамарой, с которой они вместе уже 56 лет, воспитал троих детей. Даже сейчас, спустя почти 70 лет после гибели отца, он не может сдержать слез, читая его письма.

Сборник подготовлен и издан нижегородскими архивистами. В него включены письма фронтовиков, их родственников и знакомых, а также репродукции фотографий корреспондентов, выявленных в архивных фондах. Сборник не только вводит в оборот неопубликованные документы и семейные архивы нижегородцев, но и показывает происходившие события глазами непосредственных участников войны.

«Я пока жив…» (Фронтовые письма 1941 - 1945 гг.) / Сост. М. Ю. Гусев. Н. Новгород, 2010. - 304 с.: 8 л. ил. - 1000 экз

«Анютка, будешь в Работках, спиши мне песенку с пластинки «Тайга золотая» в исполнении Виноградова и если найдешь - песенку из кинофильма «Музыкальная история», которую исполняет Лемешев, начинающуюся словами: «Ах ты, душенька, красна девица, мы пойдем с тобой, разгуляемся»» (Док. N 103)….

Сборник подготовлен и издан нижегородскими архивистами к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. В него включены письма фронтовиков (солдат, офицеров), их родственников и знакомых, а также репродукции фотографий корреспондентов, выявленных в архивных фондах.

В 1980-х - начале 1990-х гг. в Государственном архиве Горьковской области (ныне - Центральный архив Нижегородской области, ЦАНО ) было сформировано несколько коллекций фронтовых писем, полученных из разных источников: из районов области, от нижегородского радиожурналиста и др. Идея их издания возникла у архивистов еще в середине 1990-х гг., однако подготовка книги началась только в 2008 г., когда интерес общества к этим источникам уже не вызывал сомнения.

У сборника две цели: одна - научная, связанная с выявлением и введением в оборот неопубликованных документов ЦАНО , Государственного общественно-политического архива Нижегородской области и семейных архивов нижегородцев; другая - общечеловеческая, призванная обнародовать и сохранить для потомков имена непосредственных участников войны, а также показать происходившие события их глазами.

В издание вошло 216 писем, авторы которых принадлежали к различным социальным группам, имели разный образовательный уровень и жизненный опыт. С их помощью архивисты постарались представить некий срез общества, показать реальное отношение участников военных действий к происходившим событиям, их мировоззрение и духовные приоритеты. Основным критерием отбора документов являлись значимость содержания писем, а также их фактологическая и эмоциональная составляющие. Большинство документов - письма в конвертах, почтовые открытки, солдатские «треугольники» и так называемые «солдатские письма» на бланках, позволявшие обходиться без конвертов и марок. Писем, отправленных на фронт, чрезвычайно мало, ведь сохранить их в боевых условиях было сложно.

Внутри сборника документы расположены в алфавитно-хронологическом порядке, что вполне оправданно, поскольку главная задача составителей - показать личность, психологию человека, оказавшегося в экстремальных условиях войны. Каждый блок писем предваряет краткая биографическая справка об авторах. Правда, о некоторых из них сведений не обнаружено, ряд писем датирован по косвенным источникам.

Сборник подготовлен в соответствии с Правилами издания исторических документов в СССР (М., 1990). В исключительных случаях при передаче текста в точности сохранены орфографические и синтаксические особенности оригинала. Имеется солидный научно-справочный аппарат: историко-археографическое предисловие, биографические справки об авторах писем, примечания к тексту, именной и географический указатели, а также список использованных источников. Удачно, что в биографических справках во избежание путаницы указана современная административно-территориальная принадлежность упомянутых населенных пунктов.

Публикуемые письма были отправлены родным и близким, знакомым, бывшим коллегам, школьным учителям, преподавателям, партийным и советским органам, организациям, где их авторы трудились до войны, незнакомым людям, родственникам погибших. Именно беспокойство за оставленные семьи заставляло фронтовиков обращаться в райкомы с просьбой помочь жене, родителям, детям. В коллективном письме бойцов и командиров жене погибшего однополчанина кроме заверений в том, что в ответ на гибель ее мужа они будут «нещадно уничтожать гадов», пока не освободят свою «прекрасную Родину», содержится еще и просьба принять «скромный подарок 319 рублей как память о товарище» (Док. N 67).

В первый год войны фронтовики в основном рассказывали о тяжелых военных буднях: долгих переходах, рытье окопов, артобстрелах, нехватке продовольствия и табака.

«Два дня ни одного куска хлеба не видим, дают только два раза супу без хлеба на 4 человека котелок. Чуть только ноги таскаем, что будет дальше, не знаем», - пишет родным Н. Т. Жеглов, но тут же добавляет: «Но пока жив и здоров» (Док. N 44).

Успех советских войск под Москвой вселил в бойцов надежду на скорое окончание войны (видимо, по аналогии с Отечественной войной 1812 г.):

«Вам известно, что на всех фронтах немца гонят, он отступает, внутри его страны идут волнения, солдаты его армии уже стали дезертировать… из чего можно сделать вывод, что война скоро кончится и с победой мы должны вернуться домой» (Док. N 45).

Однако с конца 1942 г. место несбывшихся надежд в письмах заняли описания зверств гитлеровцев:

«Это такие людоеды, которые заставляют жителей на временно захваченной территории сидеть на льду, в подвалах голодными и холодными, а сами тащат и грабят у них до последней курицы» (Док. N 3).

Например, И. С. Горохов сообщал родным, как он

«шел по обугленным улицам сел и городов, видел сожженные трупы стариков и женщин, и маленьких детей» (Док. N 31).

Единственным и естественным желанием советских солдат после всего увиденного было дать «жару культурной нации» (Док. N 59), бить «беспощадно, сурово, не щадя» (Док. N 60).

В 1944 - 1945 гг. содержание фронтовых писем изменилось: в них все больше ностальгии и меньше рассказов о боевых действиях. Уставшие от бесконечных боев и картин разрухи солдаты в основном интересовались здоровьем родных, их успехами в учебе и труде, признавались в любви, тосковали по мирной жизни.

Несколько особняком стоят письма бойцов родителям и женам погибших однополчан. Многие из них не просто сообщали о гибели близкого человека, а стремились поддержать родственников, вступали с ними в переписку, старались помочь материально. В одном из таких писем солдат, рассказав о героической гибели своего однополчанина, просил его мать:

«Многоуважаемая… Прасковья Ивановна, прошу считать меня вашим сыном» (Док. N 21).

И в дальнейшей переписке он обращался к ней «многоуважаемая маменька Прасковья Ивановна», обещая ходатайствовать перед командованием о предоставлении ей необходимых документов для получения льгот как семье погибшего героя (Док. N 22). Такая трогательная сыновняя забота не может не задеть читателей за живое.

Безусловно, фронтовые письма не самый надежный источник для изучения истории Великой Отечественной войны. Зачастую их писали после боя, в минуты затишья, некоторые вещи припоминались. Бытует мнение, что люди боялись откровенно излагать свои мысли, помня о цензуре. Думается, что нежелание подробно рассказывать о войне диктовалось не столько страхом перед военной цензурой, сколько стремлением хоть ненадолго оторваться от страшной реальности, попыткой вернуться в привычный домашний мир. Именно поэтому бойцы так ждали писем из дома и старались на них ответить.

«Анютка, будешь в Работках, спиши мне песенку с пластинки «Тайга золотая» в исполнении Виноградова и если найдешь - песенку из кинофильма «Музыкальная история», которую исполняет Лемешев, начинающуюся словами: «Ах ты, душенька, красна девица, мы пойдем с тобой, разгуляемся»» (Док. N 103).

А это уже другое письмо:

«И чем труднее обстановка, тем больше я думаю о вас, мои любимые, хочется скорее быть опять среди вас, держать на руках Галочку и Юрика и радоваться ими, а они тобой, и когда пишу это письмо, я как будто разговариваю с вами, мне хочется сказать вам, когда вы садитесь обедать, то оставляйте место и для меня» (Док. N 130).

Тематика опубликованных писем - наглядное свидетельство того, чем человек жил на фронте: думать все время лишь о боях невозможно, солдат всегда тянуло к мирной жизни. Может быть, это один из самых интересных результатов данного сборника, получившего большой общественный резонанс и ставшего достойным подарком нижегородских архивистов к юбилею Победы.

  • Полный текст книги (архив rar, текст в формате pdf) «Я пока жив»(Фронтовые письма 1941-1945 гг.) на сайте государственной архивной службы Нижегородской области доступен по ссылке

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 3-6 классов

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне"

Ёлгина Елена Степановна, учитель начальных классов, НОУ "Русская гимназия полного дня", г. Чита
Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 3-6 классов, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям 5-6 классов, внеклассное занятие прошло апробацию в 3-4 и 5 классах, рассчитано на 45 минут- 60 минут.
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Научить делать конверт, провести мастер-класс;
4. Записать видео-письмо - благодарность ветеранам.
Планируемые результаты
- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, фотоаппарат для записи видео со словами благодарности ветеранам, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель:
Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске). Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате). Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим...
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОв в месяц доставляла в армию 70 млн писем.
Кто разносит письма?


Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.


Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?
Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?


В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.


Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.


Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите, на стенде вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах? Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?


Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?


Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель:
Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель:
Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо. Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель:
Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель:
Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов г. Читы, его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.