Приоритетные направления развития туризма. Направления развития сферы туризма в россии Современное состояние туристского рынка РФ

1. Одной из стратегических задач перспективного развития республики является максимально полное использование ее географического положения , обеспечение привлекательности транзита через Беларусь. До 2011 года планируется построить свыше 600 объектов придорожного сервиса. Транзитный потенциал будет расти за счет масштабной программы создания транспортно-логистических центров. Их на территории республики будет создано не менее 19. Но предстоит сделать еще очень много как в плане введения объектов транспортной инфраструктуры, так и технического оснащения и реконструкции действующих транспортных систем. Так, основная международная автомагистраль Брест–Москва обеспечена пунктами питания всего на 46%, средствами размещения на 18%, платными стоянками на 30%.

2. Беларусь располагает значительным потенциалом для развития сельского туризма : заповедники, национальные парки, 10 тысяч озер, 20 тысяч рек, животное и растительное разнообразие. Немаловажным является и то, что агротуризм способен создать рабочие места в деревнях и воспрепятствовать оттоку местного населения в города, развить инфраструктуру деревень и укрепить социальные контакты, используя возможность культурного обмена. Говорить о том, что сельский туризм спасет белорусскую деревню, пока еще рано, но возможность такая реально существует. От государства требуется только обеспечить льготные правовые условия для развития «зеленого» туризма.

3. Дальнейшее совершенствование санаторно-курортной базы РБ . Страну часто сравнивают с украинскими курортами, например, с Трускавцом, Подмосковьем, Средней полосой России и Калининградской областью. По сравнению с ними Беларусь, прежде всего, бюджетное направление. Плюс чистота, порядок, гостеприимство, безопасность, предсказуемость и хорошие дороги. В республике два государственных языка – белорусский и русский. Если сравнивать с западными соседями, Литвой и Польшей, то фактор цены становится еще заметнее. Конечно, в этих странах выше уровень комфорта и сервиса, но возникает вопрос языка и визовый барьер. А на территорию Беларуси россиянин может въезжать по российскому паспорту. Беларусь может составить конкуренцию и курортам Краснодарского края. Ведь для тех, кто предпочитает летний отдых на воде, возможности Беларуси неисчерпаемы. Это край больших и чистых озер. Любая здравница стоит на берегу, имеет благоустроенный пляж и водные развлечения. По бальнеологическому потенциалу страну можно сравнить с курортами Кавказских Минеральных Вод. Решающий фактор – снова цена, безопасность и транспортная доступность. По природно-климатическим условиям Беларусь близка Средней полосе России, поэтому здесь не нужна акклиматизация - это важный фактор для детей. Но климат здесь мягче, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

4. Осуществление пополнения туристской отрасли кадрами высокой квалификации, подготовки учебно-методической литературы и учебных программ, их адаптации к международным стандартам. Именно эти причины стали побудительными мотивами создания в республике в 1990-е гг. сети учебных заведений, готовящих туристские кадры. К концу 1990-х гг. в 16 высших учебных заведениях республики (государственных и негосударственных) началась подготовка кадров для туристского комплекса.

Таким образом, 1990-е гг. в сфере туризма республики стали периодом качественных изменений, в первую очередь - в структуре хозяйственных субъектов. Получивший широкое развитие частный туристский сектор все еще ориентирован на расширение выездного туризма, однако анализ туристских потоков свидетельствует, что и здесь намечаются изменения. Все большее число фирм в общем объеме туристских услуг увеличивают долю внутреннего туризма, ведут целенаправленную работу по созданию нового туристского имиджа республики.

Туристская индустрия в России должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.

За последние годы у нас сделаны некоторые сдвиги в этом направлении.

В Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96г. №132-ФЗ) впервые записано, что туризм является одной из приоритетных отраслей экономики.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1995г. №1284 (Приложение 3), была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в РФ.

Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах, с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Для реализации этой цели предложено:

  • 1. включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
  • 2. выполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации";
  • 3. создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике;
  • 4. формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечение инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристского рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
  • 5. введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;
  • 6. создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.

Перспективы развития туристской отрасли в стране определены федеральной целевой программой "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.96г. №177 и Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26. 02.97г.. №222.

Федеральная программа содержит основные меры по развитию туризма. Главной ее целью является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, большое количество дополнительных рабочих мест, налоговые поступления в бюджет и сохранение культурного и природного наследия.

Для реализации программы предусмотрены следующие направления:

  • ? туризм включен в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
  • ? создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
  • ? формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечение инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристского рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
  • ? введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности;
  • ? создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристского обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.

Для российского государства направлением национального протекционизма должен стать льготный налог на добавленную стоимость в туризме, что практикуется во всем мире. Например, во Франции НДС по всем отраслям составляет 22%, а в туризме - не более 13%. С начала 1994г. в странах ЕС снижен размер указанного налога до 10%. Естественно, столь мощный экономический рычаг дает быструю и весьма значительную отдачу.

Для привлечения туристов на отечественный рынок, по мнению Аринцева Ю.Н. (Аринцев Ю.Н. Как сделать туризм в России доходным? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998г. № 3. с. 2-4), основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цене. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для российских потребителей. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно, и капитальных вложений.

Для повышения конкурентоспособности материально-технической базы отечественного туризма необходимо:

  • ? освобождение предприятий сферы туризма (гостиницы, санатории, кемпинги) от уплаты таможенной пошлины за оборудование и стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах;
  • ? частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капитальных вложений;
  • ? предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочка платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

В целях поддержки развития туризма следует предпринять меры по освобождению туристских предприятий от уплаты городских и районных налогов в пределах, не превышающих размер инвестиций (городские: налог на прибыль, НДС; районные: налог на землю, жилфонд, образование, транспортный налог, налог на имущество, налог на прибыль, НДС).

Краевые власти могли бы освободить туристские предприятия от краевых налогов (таких, как пользование автодорогами, налог на образование, транспортный налог, налог на имущество, подоходный налог) в пределах, не превышающих инвестиции в развитие материально-технической базы. К сожалению, федеральная программа развития туризма в разделе инвестиций практически не выполняется, налицо отсутствие необходимой финансовой поддержки туризма со стороны как федеральных, так и местных властей. Более того, идет удушение национальных предпринимателей непомерными налогами, постоянным ростом стоимости коммунальных услуг, эмиссией стоимости земли и основных фондов.

Государство плохо защищает отечественные турфирмы от иностранных туристских компаний, которые, как уже было отмечено в предыдущем разделе, широко функционируют на российском рынке. Иностранные фирмы, создающие свои представительства в России, платят налоги у себя на родине, и, соответственно, российский бюджет при этом не пополняется. Но некоторые сдвиги в этом направлении сделаны. Так, в проекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятом во втором чтении (04.09.98г.), предусмотрено, что на территории России получат право работать только те туристские предприятия, 51% акций которых принадлежит лицам с российским гражданством. Кроме того, доля уставного капитала иностранных владельцев не должна превышать 49%, не менее половины от общей численности персонала должны составлять граждане России, постоянно проживающие на ее территории. В совете директоров или другом исполнительном органе должно также быть большинство россиян. Чтобы не допускать появления на российском рынке фирм-однодневок, поправки к закону включают требование о том, что стаж иностранных компаний, работающих в России, должен составлять не менее 10 лет.

Одним из приоритетных направлений развития туризма в России должна стать подготовка высококлассных специалистов. Турпродукт имеет существенные отличия от "классического" товара, поэтому надежда на то, что люди без специальных знаний справятся с туристской деятельностью, не оправдалась. Эта проблема актуальна не только для сферы туризма, но и для всей индустрии гостеприимства, которая приведена в упадок за годы советской власти в стране.

Общественные организации по туризму

В нашей стране активно действуют неправительственные общественные туристские организации. Их основные задачи:

  • ? создание инфраструктуры туризма,
  • ? влияние на разработку законодательства,
  • ? внедрение международных стандартов обслуживания,
  • ? продвижение российского турпродукта на зарубежные рынки.

Такие организации функционируют как на национальном, так и на региональном уровне.

1. На национальном уровне:

АСТУР - Ассоциация туристических организаций России;

НТА - Национальная туристская ассоциация;

НГТП - Национальная гильдия туристической прессы;

PACT - Российская ассоциация социального туризма;

РАТА - Российская Ассамблея Туристических Агентств;

РГА - Российская гостиничная ассоциация;

ТССР - Туристско-спортивный союз России.

2. На региональном уровне:

МАТА - Московская ассоциация туристических агентств;

НТЛ - Нижегородская туристская лига и др.

Среди общественных национальных организаций активной работой выделяется Российская Ассамблея Туристических Агентств (президент РАТА - зам. преде. ГКФТ Сергей Шпилько, вице-президент - президент корпорации "Академсервис" И.Зворыкин).

РАТА создана в июле 1993 г. шестью московскими фирмами, сейчас в ее состав входят 611 членов.

В структуре РАТА насчитывается десять региональных отделений:

  • ? Северо-западное (г.Санкт-Петербург);
  • ? Тверское (г.Тверь);
  • ? Южно-российское (г.Краснодар);
  • ? Центрально-Черноземное (г.Воронеж);
  • ? Нижегородское (г.Нижний Новгород);
  • ? Красноярское (г.Красноярск);
  • ? Бурятское (г.Улан-Удэ);
  • ? Хабаровское (г.Хабаровск);
  • ? Приморское (г.Владивосток);
  • ? Межрегиональное "Золотое кольцо" (г.Ярославль).

Кроме этого имеются представительства в Крыму, Великобритании и Болгарии.

РАТА создана как объединение туристских фирм, но сейчас в нее входят гостиницы, предприятия санаторно-курортного профиля, страховые компании, рекламные агентства и туристская пресса. Нижегородское отделение вошло в РАТА в мае 1998г., инициатором этого была Нижегородская туристская лига.

Российская Ассамблея Туристических Агентств решает разнообразные задачи:

  • 1) развитие внутреннего и выездного туризма;
  • 2) участие в международных выставках;
  • 3) разработка законопроектов. Направления работ:
    • ? защита прав потребителей;
    • ? выравнивание дисбаланса между въездным и выездным туризмом;
    • ? лоббирование интересов малого и среднего бизнеса;
    • ? поддержка региональных программ развития.

Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России .

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния развития туризма в мире и состояния сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт .

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

Недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;

Высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

Препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

В целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием

Остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма, приведенный в Приложении 1, показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения .

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

Развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

Создание новых приоритетных туристских центров;

Повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

Совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

Обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Туриндустрия - системообразующая отрасль экономики, эффективно связующая и использующая комплексы различных отраслей в общественно значимых целях. По данным ЮНВТО, эта отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 7%. Она вовлекает в оборот около 4 трлн дол. США, для трети стран - участниц туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей.

Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

К сожалению, доля России в мировых показателях ничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты. В России всего три из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму, против десяти в тех странах. Разрыв между странами - лидерами туристского рынка и Россией увеличивается.

Очевидно, что Россия, несмотря на высокий туристский потенциал , занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится чуть более 1% мирового туристского потока. Если доля туризма в ВНП большей части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%, то в современной России этот показатель равняется примерно 0,01%. Тем не менее этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большой вклад в процесс вывода экономики России из кризиса.

Согласно разработкам ЮНВТО, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция: один въездной турист - один выездной - четыре внутренних, а в России сейчас на десять выезжающих приходится один внутренний турист. Следовательно, в России на первом месте стоит выездной туризм, что явно свидетельствует не в пользу нашей страны, так как наши туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чем в нее ввозят иностранцы. А в мировой практике въездной и внутренний туризм самые выгодные для страны направления туризма.

Потенциал возможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн туристов в год, 2,9% - доля в мировом потоке туристов; 6,7% - среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 гг.), так и по выезду туристов за границу государства (30,5 млн человек в год, 1,9% - доля в мировом потоке туристов). Практика показывает, что положение с туризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, как предсказывают специалисты.

Неблагополучное положение туризма в России объясняется тем, что туристский потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в нашей стране ассоциируется со спортом и укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.

Одна из особенностей современного российского туризма - его ориентация преимущественно на выездной туризм. Значительное количество действующих в России туристских фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таким образом, основная доля капиталов от туристского бизнеса уходит за границу. Эту ситуацию усугубляют представители малого российского бизнеса, так называемые челноки, которые осуществляют за рубежом массовые закупки товаров народного потребления. Социальный туризм испытывал период кризиса, хотя такой вид, как шоп-туры, находился, наоборот, на подъеме.

Въездной туризм в России переживает сегодня не лучшие времена, прежде всего вследствие политической и экономической нестабильности в стране. В результате количество иностранных гостей уменьшается. В этих условиях большинство отечественных туристских фирм предпочитают заниматься выездным туризмом, который для них оказывается более выгодным и менее проблематичным. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей.

Не так давно в России стала отмечаться поляризация туризма, что в целом отражает происходящие социальные процессы, выражающиеся в дифференциации общества по уровню доходов. На одном полюсе - дорогие, эксклюзивные туры для состоятельной части населения. География их распространяется в основном на модные курорты Европы и мира. Осуществляются поездки за границу для занятий спортом, например горнолыжным в горнолыжных центрах Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Болгарии, Словакии. Для большинства же населения наиболее предпочтительны недорогие поездки с целью отдыха, в том числе и в те страны, которые снизили цены на туристские услуги в результате неблагоприятных для туризма событий.

В последние годы рост туристской отрасли России составил 8%, но доля России в общемировом потоке пока весьма небольшая, чуть более 3%. Доходы от иностранного туризма приблизились к 4 млрд дол. США. В 2008 г. Россию посетило более 23,5 млн иностранцев (спад по сравнению с 2002 г. на 3,5%), из которых всего 2,3 млн чел. - туристы. Среди стран дальнего зарубежья, главных поставщиков туристов, - Германия, США, Италия, Великобритания, Финляндия, Китай, Испания, Франция. Тем не менее, доходы больше приносят туристы из Японии, Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Италии и Южной Кореи. Наибольший выездной поток туристов в страны дальнего зарубежья отмечается в Турцию, Италию, Китай, Финляндию, Египет, Испанию, Францию.[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]

Из стран ближнего зарубежья (страны СНГ) наибольший въездной (как и выездной) поток туристов отмечается с Украины и Казахстана. Причем въездной поток почти вдвое выше выездного как по этим двум направлениям, так и в целом по региону.

По сравнению с 2001 г. количество иностранных посетителей увеличилось в среднем на 1,6 млн чел. Прирост из стран дальнего зарубежья (включая государства Балтии) составил 12%, а из стран СНГ - всего 6%. При этом общая численность прибывших из стран СНГ почти в два раза превышает потоки из стран дальнего зарубежья. Число поездок с целью туризма составляет всего 9,1% от общего числа прибытий (2,3 млн). Но темп роста международных прибытий с целью туризма значительно превышает показатель темпа роста общих международных туристских прибытий. Структура международных туристских прибытий с целью туризма имеет явно выраженное направление туристов из стран дальнего зарубежья (85% - туристы из стран дальнего зарубежья и 15% - туристский поток из стран СНГ).

Общее количество выездного потока граждан России увеличилось на 2,0 млн. Прирост международных туристских прибытий в страны дальнего зарубежья (включая государства Балтии) составил 10%, а в страны СНГ - 17%, то есть почти вдвое больше. Тем не менее, общее количество выезжающих в страны СНГ от общего объема выезда граждан России за рубеж несколько меньше (40-42%). Число поездок с целью туризма составляет 25% от общего числа прибытий. Доля выезжающих в страны дальнего зарубежья намного больше, чем в страны СНГ, и составляет 85%. Зато прирост потока туристов в страны СНГ намного превышает таковой в страны дальнего зарубежья.

Особый интерес представляет анализ рынка производителей туристских услуг. По данным Госкомстата России, в 1999 г. в туристском бизнесе осуществляли свою деятельность 11340 туристских фирм. В 2005 г. официально зарегистрированы около 13 тыс. турагентств и 5,5 тыс. фирм, имеющих лицензии туроператоров. С отменой лицензирования и введением финансовых гарантий количество турагентств выросло до 15 тыс., а количество туроператоров сократилось в разы. Полный год функционирует в лучшем случае половина всех турфирм, работа остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, насчитывается всего около 200.

5.2. Международный туризм в России

Как мы уже говорили ранее, к категории международного относятся въездной и выездной туризм. Въездной туризм , как наиболее приоритетная категория практически для любого государства, предполагает въезд иностранных туристов в Россию. Выездной туризм , связанный с оттоком денежной массы из страны, подразумевает путешествия граждан Российской Федерации с места постоянного проживания в другую страну с различными целями. Последовательно рассмотрим основные направления развития выездного и въездного туризма, опираясь как на исторический опыт , так и на современные статистические данные.

В нашей стране процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен распадом СССР и изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве. Ряд факторов определяли ситуацию на выездном рынке России в начале 1990-х гг.[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]:

  • огромный спрос после снятия российскими властями ограничений на выезд за границу и упрощения процедуры оформления выездных документов;
  • постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежного путешествия;
  • изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;
  • переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний вследствие существенного повышения стоимости путевок на российские курорты, роста транспортных тарифов и дезорганизации пассажирских перевозок в России и странах СНГ, а также опасной обстановки в традиционных зонах отдыха бывшего СССР;
  • использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем. Шопинг остается одним из главных мотивов путешествия за границу для многих россиян;
  • расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов.

Выездной рынок России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре и географии зарубежных путешествий, С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, ставшим первым шагом на пути упрощения туристских формальностей.

В 1991-1992 гг. в выездном потоке отчетливо обозначились два главных направления - ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок различаются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Если в структуре потока в республики бывшего СССР преобладают частные и деловые визиты, то в страны дальнего зарубежья - поездки на отдых и для развлечения, включая шоп-туры, а также со служебными целями.

Основной вид поездок россиян в страны дальнего зарубежья - шоп-туры. На них падает 60% выездного туристского потока. По существу, речь идет о так называемой челночной торговле, которая на официальном языке означает "импорт физическими лицами потребительских товаров для следующей перепродажи без уплаты налогов, обязательных для выплаты юридическими лицами, занимающимися внешнеторговой деятельностью". В отличие от организаций и предприятий "челноки" освобождаются от уплаты таможенных тарифов, подоходных и иных налогов. Беспошлинный провоз товаров и высокая конкуренция среди продавцов привели к установлению очень низких цен на импортную продукцию, пользующуюся спросом у средне- и малообеспеченных слоев населения.

К началу XXI в. "челночный" бизнес, включающий и систему реализации доставляемых товаров, обеспечивает занятостью более 3 млн человек в России. "Шоп-туры" (за автомашинами - в Германию, за шубами - в Грецию, за мебелью - в Польшу и ОАЭ, за стеклом и люстрами - в Чехию, за обувью и трикотажем - в Италию, Португалию и Сирию, за летним текстилем - в Индонезию и т. д.) экономически становятся невыгодными по ряду причин. К настоящему времени этот вид туристских поездок постепенно сдает свои позиции.[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]

Зато стремительно растет число прибытий российских граждан в Китай. Поэтапное упрощение туристских формальностей, создание свободных приграничных торговых зон способствует расширению группового туристского обмена. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска, Хабаровска и Владивостока составляют основную массу российских туристов, направляющихся в Китай. География их поездок преимущественно ограничивается северными районами страны: провинциями Хэйлунцзян, Ляонин, Гирин и Синьцзян-Уйгурским автономным районом. На них приходится более 60% всех прибытий. В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения. Хотя шоп-поездки по -прежнему доминируют, растет спрос, особенно на московском туристском рынке, на экскурсионно-познавательные программы: тур Пекин - Шанхай и обзорную поездку по Китаю.

Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали осваивать рынки Южной и Юго-восточной Азии и с этой целью устремились в Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий выбор разнообразных товаров привлекает шоп-туристов в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально их интересовало только посещение вещевых рынков, но постепенно модель поведения "челноков" менялась и шоп-туризм в ОАЭ стал приобретать цивилизованные формы.

География выездного туризма в России начала 1990-х гг. в основных чертах сохраняется по настоящее время. Наряду с шоп-турами российские граждане выезжают за рубеж для отдыха на море. Например, популярны одно-двухнедельные поездки на Кипр и Мальту, в Испанию и на Канарские острова, в Болгарию, Тунис, Египет, Францию и Таиланд. Соотечественники отправляются в морские круизы и тематические туры, например в Диснейленд - США, Францию. Они совершают туры по столицам европейских государств. Как правило, эти поездки рассчитаны на неделю. Туристы посещают Париж, Лондон, Вену, Мадрид, Рим, Амстердам, Брюссель. Существует также спрос на экзотические туры (Кения, Танзания, острова Самоа, страны Латинской Америки и др.) и поездки на культурные и спортивные мероприятия.

После пика 1995 г. общий выездной поток из России сократился почти на 50%, а затем стабилизировался на уровне 11-12 млн поездок в год. Его сужение произошло в результате резкого уменьшения поездок в страны СНГ с частными и деловыми целями. Выезд российских граждан по линии организованного туризма, напротив, продолжал расти вплоть до 1998 г

В 1998 г. граждане России, согласно их самооценке, собирались активнее участвовать в туризме. Однако эти прогнозы оказались слишком оптимистичными. Разразившийся в 1998 г. финансовый кризис привел к заметным изменениям на туристском рынке. Они носили скорее качественный, чем количественный характер. Число выездов за рубеж по туристским визам хотя и сократилось, но не сильно. После августа 1998 г, когда реальная стоимость зарубежной поездки в рублях сразу выросла в 3-4 раза, а доходы населения резко упали, потенциальные путешественники стали отдавать предпочтение дешевым турам и услугам. Цена превратилась в главный критерий выбора, поэтому многие туристы переориентировались с более дорогих зарубежных на всероссийские курорты. С этого времени в России начинается возрождение внутреннего туризма.

Въездной туризм - неиссякаемый источник валютных поступлений и выгодная форма экспортной торговли - развит слабо. Россия, обладая уникальными историко-культурными ценностями и природными достопримечательностями, принимает менее 1% мировых туристских потоков. Въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки, террористические акты. Серьезный ущерб туризму в России нанес распад СССР на ряд независимых государств и, как следствие этого, разрушение единого туристского пространства. Теперь в каждом регионе действуют свои законы и порядки. На границах в зонах отдыха вводятся таможенные, визовые и иного рода формальности и дополнительные сборы. Сократилось число маршрутов, которые прежде, как правило, проходили по нескольким республикам.

Ситуация усугубляется из-за отсутствия необходимой материальной базы. По числу гостиничных мест Россия в 22 раза отстает от США. Существующие же средства размещения отличаются чрезвычайно низким уровнем комфортности и технического оснащения, что делает отечественное туристское обслуживание неконкурентоспособным. Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги. Воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы.

Наряду со сдерживающими существуют и факторы, способствующие развитию въездного туризма в России. Это высокая покупательная способность иностранных валют; неосвоенные рынки сбыта и широкие сферы приложения капитала, привлекающие компании из-за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, куда прежде путь иностранцам был закрыт, и др. Они хотя и не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок.

Основные страны - поставщики организованных туристов в дальнем зарубежье - Польша, Финляндия и Китай - одновременно самые популярные туристские направления среди российских граждан. На их долю приходится более половины всех прибытий из дальнего зарубежья по туристским визам. На протяжении последних пяти лет чаще других посещают Россию поляки, занимающиеся шопингом.

Существенные изменения происходят в географии въездного туризма. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Ленинграда и Киева, причем две российские столицы фиксировали до 80% всех туристских прибытий из-за рубежа, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности.

К примеру, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шопинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании, прибывающие на круизных судах. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран - занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности - озеру Байкал. Она 40 лет принимает иностранных туристов.

Вместе с тем все потоки иностранных туристов в регионы России отличаются слабостью и неустойчивостью. Это вызвано целым рядом причин, по которым иностранцы не жалуют Россию, даже если она находится в непосредственной близости от места их постоянного проживания.

К примеру, в Японии количество отпускных дней в году составляет всего лишь 5-6 дней. Естественно, японцы предпочли бы путешествовать в те места, куда дорога занимает меньше времени. Таким принимающим регионом, по оценкам специалистов и самих жителей Японии, мог бы стать Дальневосточный регион России. Но, к сожалению, по объективным причинам (уровню сервиса, разнообразию туристских продуктов) наши соседи пока отдают предпочтение странам Европы и США.

Обстоятельный анализ современного состояния и тенденций развития туризма в России представили в своей работе Н.Н. Ахмедиев и Т.С. Теряева[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]. Приводим результаты их исследования ниже с сокращениями, авторскими комментариями и дополнениями.

Общее число прибытий иностранных граждан в Российскую Федерацию, по данным Росстата, за период с 1995 по 2008 гг. более чем удвоилось, составив 23,4 млн человек. Однако пока численность иностранных граждан, приезжающих в Россию с туристскими целями, в которые включены и деловые поездки, и с целью отдыха, а также частные поездки, из всех стран не превышает 6,4 млн человек (в 2008 г.). Причем в 2008 г. количество иностранных туристов, посетивших Россию, по предварительным данным, снизилось на 20-22%.

Общая картина въездного потока в Россию из стран дальнего зарубежья (на основании данных Росстата, 2008 г.) выглядит следующим образом: туристы - 2,2 млн чел.; частные поездки - 2,9 млн чел.; по служебным делам - 2,3 млн чел.; обслуживающий персонал - 1,0 млн чел.; транзит - 0,13 млн чел.; постоянное место жительства (ПМЖ) - малая величина (менее 10 тыс. чел.), но важна статья учета, свидетельствующая, что все другие въехали как временные посетители.

Анализ ведущей десятки стран мира по въезду в Россию в 2008 г. показывает, что основные посетители нашей страны - соседи: Польша, Финляндия, Китай, страны Прибалтийского региона. На их долю приходится более 55% всех приезжающих в Россию (без стран СНГ). Далее следуют наиболее богатые страны мира: США, Великобритания, Германия, Франция, жители которых могут позволить себе подобные путешествия. Десятка стран-лидеров по прибытиям в нашу страну выглядит следующим образом: 1) Финляндия; 2) Китай; 3) Польша; 4) Литва; 5) Эстония; 6) Германия; 7) Латвия; 8) США; 9) Великобритания; 10) Турция.

Туризм - основная цель этих поездок для Франции, Великобритании, США, Германии. Для всех остальных указанных выше стран основная - служебная поездка. Тут две причины: тесные экономические отношения с Финляндией, Польшей и Китаем, а также - для Прибалтики - частные поездки к русскоязычным родственникам в России (более 50%). С сожалением можно отметить, что в первой десятке нет наших бывших друзей, по -прежнему соседей: Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии.

Первая десятка стран, в которые чаще всего выезжали российские граждане в 2008 г. тоже представлена нашими соседями: Финляндией, Китаем, Турцией, Польшей, странами Прибалтики. Десятка стран-лидеров по количество выездов россиян выглядит следующим образом: 1) Финляндия; 2) Китай; 3) Турция; 4) Египет; 5) Эстония; 6) Германия; 7) Литва; 8) Италия; 9) Испания; 10) Польша. Сразу видно, что кроме соседей в этом списке доминируют также и традиционные дестинации, специализирующиеся на пляжном и культурно-познавательном туризме.

Туризм - основная цель поездок в Египет, Турцию, Испанию, Италию, Польшу, Китай, Францию, Германию. Частные поездки - основная цель выезда в Финляндию (наряду с туризмом), Эстонию, Литву. Латвия, как ни странно, не входит в первую десятку стран-лидеров по выезду туристов из России. Видимо, сказываются ограничения на въезд в эту страну российских граждан. И снова нет среди них наших соседей и бывших друзей: Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии. Всего выехало в 2008 г. в первые десять стран более 15,0 млн. россиян, что составило 45% всех выезжавших за границу (исключая страны СНГ).

В первой десятке стран по въезду в Россию в 2008 г. с целью туризма - лидирует Германия, но немцы обычно не прибегают к услугам российских фирм. Наибольший процент туристов, которые пользовались услугами турфирм, имеют США, Китай, Великобритания. Остальные девять лидирующих позиций заняты следующими странами: США, Италия, Великобритания, Финляндия, Китай, Испания, Франция, Латвия, Литва. Всего в нашей стране в 2008 г. побывало 2,3 млн. иностранных туристов, из которых первая десятка стран составила порядка 70%.

Наиболее популярными странами, в которые предпочитали ездить российские туристы в 2008 г, являются Турция, Китай и Египет, так как туры в эти страны являются наиболее дешевыми. Самыми массовыми в России являются пляжно-купальные туры на турецком направлении, реализацией которых занимаются более 80% всех российских турфирм. Следующие десять мест распределяются таким образом: Финляндия, Италия, Испания, Греция, Германия, Таиланд, Франция, ОАЭ, Чехия и Болгария.

Из общего числа россиян, выезжавших за границу в 2008 г, туристов было 11,3 млн чел., или 35%. В первую десятку стран и по въезду, и по выезду туристов одновременно входят Финляндия, Китай, Франция, Германия и Турция. Отметим также следующий факт: число наших туристов, выезжавших в 2008 г. в другие страны, в пять раз (!) превышает число туристов, въехавших в том же году в Россию, и значит, деньги, которые могли бы остаться у нас, будь наш турбизнес расторопнее и лучше, уходят за границу.

Число всех приезжающих в Россию за десять лет выросло в среднем в 1,5 раза. Особенно существенный рост наблюдался в 2002-05 гг., число туристов выросло в 1,8 раза. В 1995-2000 гг. поток туристов меняется волнообразно, то убывая, то возрастая. За десятилетие число выездов за границу российских туристов увеличилось почти в три раза, хотя общее число выезжающих увеличилось за это время всего на 37,4%. Таким образом, наблюдается хорошая динамика выездного туризма, увеличение в среднем составляет ежегодно 30%, но рост идет крайне неравномерно, каждые 1-2 года то спад, то подъем. Существенное негативное влияние на динамику всех перечисленных выше показателей оказал глобальный финансовый кризис.

Итак, нашей стране следует делать ставку в первую очередь на развитие въездного туризма. Однако существует целый ряд лимитирующих факторов, сдерживающих его:

  • образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;
  • отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
  • неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их оформления;
  • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса;
  • отсутствие благоприятного режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, в том числе несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 5 февраля 2007 г.) признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития как по качественным, так и по количественным показателям. Так, в 2005 г. в гостиницах России было обслужено более 13 млн граждан страны, в санаторно-курортных и учреждениях отдыха - около 8 млн.

Начиная с 1999 г. спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растет. При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина кроется в почти полном отсутствии двух - трехзвездных гостиниц туристского класса, предлагающих качественное обслуживание, и низком уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал , остается одной из немногих стран с низким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов традиционных видов отдыха - пляжного на юге России, круизного в Поволжье, оздоровительного и горнолыжного. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму.

Необходимые условия успешного развития внутреннего туризма в России, так же как и въездного, - формирование качественного туристского продукта; грамотная маркетинговая стратегия продвижения внутреннего туристского продукта на рынке; отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики; создание системы профессиональной подготовки персонала; привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

При неравномерности распределения туристского потенциала на территории страны и различном уровне развития туристской инфраструктуры в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит принцип зонирования территории России в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. Для страны, стремящейся наиболее полно использовать существующий разнородный туристский потенциал , необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов для повышения экономической эффективности предлагаемых мер. По экспертным оценкам, территория России по уровню состояния материальной базы туризма может быть распределена следующим образом:

  • регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;
  • регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма - Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион - Золотое кольцо, Поволжье и т. д.;
  • регионы с низким уровнем развития материальной базы туризма - Северный, Дальневосточный (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский (Горный Алтай), Восточно-Сибирский (район озера Байкал) регионы.

Всего в Российской Федерации в 2005 г. насчитывалось 8,5 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 448 тыс. и вместимостью 1,15 млн мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет всего 36%.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития внутреннего туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов развития туристской инфраструктуры проблема разработки необходимого количества таких проектов может быть решена в течение четырех лет.

Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Следует сказать и о том, что в России сложилась особая система территориальной организации внутреннего туризма. Внутренний туризм и потенциал его развития оценивается как по отдельным административным единицам, так и по туристским районам. До сих пор остается дискуссионным вопрос рекреационного и туристского районирования России. За последнюю четверть века сетка рекреационного и туристского районирования России неоднократно менялась. Наиболее известны: рекреационное районирование В.С. Преображенского и Б.Н. Лиханова (1973 и 1980 гг.), Ю.С. Путрика и В.В. Свешникова (1986 г.), И.В. Зорина (1985 г.), коллектива ученых РМАТ (1994, 1996, 2001, 2004 гг.).

Более подробно содержание всех вариантов туристского и рекреационного районирования территории России будет рассматриваться в курсах "География туризма", "Рекреационная география" и "Туристское регионоведение". Скажем только, что последний вариант туристского районирования России был разработан Т.А. Ирисовой и Е.В. Колотовой в 2004 г. Схема районирования представлена в приложении 2. Она справедливо критикуется специалистами, так как содержит в себе ряд противоречий и очевидных недостатков (для наиболее пытливых студентов рекомендуем внимательно изучить эту схему и выделить ее основные преимущества и недостатки).

Для нужд статистического учета в России было выделено 13 туристских зон ( Приложение 3). Но данная схема не отвечает потребностям специальных исследований и неприменима при проведении оценки туристского потенциала территорий для развития международного и внутреннего туризма. Авторы, основываясь на анализе большого массива публикаций, а также данных собственных исследований, определили территориальную структуру и основные направления развития туризма по районам Российской Федерации ( Приложение 4).

5.4. Приоритетные направления развития туризма в России

Туризм в России представляет собой динамично развивающуюся отрасль экономики. Во всех областях туристской деятельности происходит расширение сферы предложения и углубление его специализации. В российском туризме идут процессы, в целом совпадающие с общемировыми. Тенденции глобализации туризма нашли отражение в стремлении представителей туристского бизнеса возродить некогда единое туристское проведенным подсчетам, в 2005 г. спрос на туристские услуги в России вырос на 3,3%, это лишь немного ниже темпов роста в Германии. А в 2006-2010 гг. индустрия отечественного туризма расширится еще на 7%.

Вместе с тем такие показатели, несмотря на их динамичный и позитивный характер, нельзя признать удовлетворительными. Россия, имеющая колоссальный природный и историко-культурный потенциал , пока вынуждена считаться с положением аутсайдера международного туристского рынка. Причины сложившейся ситуации были рассмотрены нами выше. Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:

  1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:
    • предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
    • создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
    • упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.
  2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках посредством:
    • разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, создание цикловых телерадиопрограмм в России и за рубежом, рекламно-информационная работа в периодических СМИ;
    • издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламной и информациионной продукции;
    • организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;
    • восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;
    • создания и поддержки официального интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
    • организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
    • проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
    • организации Дней России в основных странах, направляющих туристов в нашу страну;
    • формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.
  3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:
    • доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;
    • принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;
    • введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;
    • принятия Правительством Российской Федерации Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем над соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
    • разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля над соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.
  4. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:
    • создания специального координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;
    • формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
  5. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
    • разработки и внедрения современной классификации гостиничных и негостиничных средств размещения туристов;
    • создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;
    • создания и реализации образовательных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала.

Выделим теперь наиболее приоритетные направления развития туризма в нашей стране. Наиболее приоритетными остаются средняя полоса и юг России: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс и т. д.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах России (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Карелия). Наряду с ними разрабатываются и внедряются более дорогие и элитарные виды - экологические и сафари-туры на базе богатых рекреационных ресурсов Смоленской, Калининградской областей, Карелии, прибрежных районов Балтийского и Белого морей.

Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. При разработке оригинальных туров стали чаще использовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства.

По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), к 2010 г. Россия войдет в первую десятку стран по величине дохода от туристского бизнеса. Дело в том, что в последние годы входят в моду экологический и экстремальный туризм. Мекками туристов вместо крупнейших городов старой Европы (Парижа, Рима, Барселоны, Лондона, Вены) станут в ближайшее десятилетие реки, озера и дремучие леса. Именно на этом Россия может хорошо заработать. Дикой во всех отношениях природы у нас действительно много.

Продвижение отечественного турпродукта на мировом рынке по -прежнему остается основной задачей. Работа ведется в двух аспектах - информационная и выставочная деятельность . На крупнейших международных выставках в Лондоне, Берлине, на "MITT" и на "Отдыхе" сегодняшняя туристская Россия представлена единым стендом. А уже в рамках единого российского стенда формируются тематические разделы . Благодаря разнообразию и уникальности природы, обилию исторических памятников Россия могла бы занять достойное место в мировом туристском бизнесе. Самой природой созданы условия для любителей активного отдыха: пешеходного, водного, горного, лыжного.

Многие иностранные туристы уже на собственном опыте смогли убедиться, что столица России безопасна не только днем и вблизи Кремля. Однако организовать успешную ярмарку только по въездному или внутреннему туризму в России пока невозможно, и в этом нет необходимости. Такая выставка не сможет получить поддержки многих российских туроператоров, которые часто совмещают деятельность во въездном и выездном секторах. Да и интерес публики в настоящее время выше к зарубежным направлениям.

Сегодня российская туриндустрия нуждается в законодательных гарантиях. Остаются открытыми для обсуждения вопросы инвестиционной привлекательности вложений в туризм, использования земли историко-культурного назначения, подлежащей кадастровому учету и охране, законодательная проблематика привлечения инвестиций. Назрела необходимость в многопрофильной подготовке кадров. Кроме того, необходимо участие в рекламной кампании многих регионов страны с тем, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности национального туристского рынка?
  2. Структура туристского рынка России и ее особенности.
  3. Каково современное состояние туристского рынка России?
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции динамики туристского рынка.
  5. Какие факторы благоприятствуют, а какие препятствуют развитию туризма в России?
  6. Какие факторы определяют ситуацию на современном выездном рынке России?
  7. Назовите основные тенденции изменения характера въездных и выездных туристских потоков в конце XX - начале XXI вв.
  8. Каковы направления развития внутреннего туризма в России?
  9. Перечислите приоритетные направления развития туризма в России.
  10. Каковы перспективы развития туризма в нашей стране?
  11. Какие туристские центры, объекты, явления при должном обустройстве способны вызвать наибольший интерес у иностранных туристов?