Презентация на тему способности и возраст. Презентация по психологии способности.ppt - презентация по психологии на тему "способности как психическое свойство". Способности существуют в постоянном процессе развития

Презентация на тему "Способности" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое способности и задатки, какие существуют типы способностей и как они формируются.

Фрагменты из презентации

Понятие о способности.

  • Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
  • Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.
  • По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
  • Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Формирование способностей. Развитие природных задатков.

  • Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
  • Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
  • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.

Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.

  • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
  • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
  • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.

Способности

Слайд 2

Понятие

Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.

Слайд 3

Три признака способностей (по Б.М.Теплову):

Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Слайд 4

Определение способностей В.Д.Шадрикова

Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств.

Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.

Слайд 5

Основанием развития способностей являются задатки.

Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей.

Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.

Слайд 6

Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных

способностей.

«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)

Слайд 7

Способности существуют в постоянном процессе развития

Уровни развития способностей:

  • Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью.
  • Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.)
  • Гениальность – высший уровень развития способностей.
  • Слайд 8

    Виды способностей

    Слайд 9

    Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.

    Специальные способности,определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.

    Слайд 10

    Формула способностей

    • Объективная
    • Способность - продуктивность/«цена»
    • Субъективная
    • Способность – успешность/трудность
  • Слайд 11

    Неспособных людей нет!

    Есть люди активные и пассивные

    Есть люди трудолюбивые и ленивые

    Всё можно и нужно развивать!

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Интеллект (Векслер) – это общая способность человека

    • Рационально мыслить
    • Целесообразно действовать
    • Эффективно функционировать в социальной среде
  • Слайд 15

    КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ

    Уровень интеллекта Процент проявления

    • 130 и выше Очень высокий интеллект 2.2
    • 120-129 Высокий интеллект 6.7
    • 110-119 «Отличная норма» 16.1
    • 90-109 Уровень большинства лиц 50.0
    • 80-89 Сниженная норма 16.1
    • 70-79 Пограничный класс 6.7
    • 69 и ниже Умственный дефект 2.2
  • Слайд 16

    Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристики креативности:

    • беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени
    • гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую
    • оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.
    • способность к разработке гипотезы
  • Слайд 17

    Измерение способностей

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

    ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

    Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

    РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

    2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

    3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

    4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

    5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка - это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

    Сущность способностей

    Спасибо за внимание! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

    1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...

    Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

    Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

    «Непрерывная образовательная деятельность «Круг» как средство развития способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей со сложным дефектом»

    В данном методическом пособии представлен совместный опыт работы учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей...

    ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

    Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...

    Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин

    Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей.

    С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность».

    Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности.

    П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».

    Уровень способностей

    Задатки и способности

    Задатки и способности

    задатки - врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие

    природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… … Большая психологическая энциклопедия

    Задатки - Задатки анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для

    формирования тех или иных способностей. Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… … Википедия

    задатки - мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα … Русско-новогреческий словарь

    задатки - см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык.

    З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 … Словарь синонимов

    Задатки - анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства

    нервной системы, определяющие скорость образования временных… … Психологический словарь

    задатки - мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ЗАДАТКИ - ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый

    словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЗАДАТКИ - англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности

    организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… … Энциклопедия социологии

    задатки - мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations … Большой французско-русский и русско-французский словарь