Закон от 28.12 n 426 фз. Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения. III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факто

Статья 14. Классификация условий труда

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь:
Методика проведения спец. оценки условий труда:

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры. А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда .

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет? Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов.

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ . Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

Зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

Задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

Оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
размещенные в типовых пространствах;
требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

Свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
сводной ведомости спецоценки;
заключений задействованных специалистов;
рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
списка проработанных РМ (включая аналогичные);
трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи. (10 оценок, среднее: 4,10 из 5)

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2 , - 7 части 1 настоящей статьи.

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 17 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ

    Постановление от 18 декабря 2018 г. по делу № А60-19274/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Водителей трамваев и троллейбусов, суммы выплат и иных вознаграждений в пользу водителей трамваев и троллейбусов ЕМУП «ТТУ» за период работы с 30.10.2014 по 17 . 11.2015 (даты утверждения отчета о проведении внеплановой СОУТ), подлежат обязательному обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам. В обоснование правомерности оспоренного решения ссылается на решения судов общей...

    Постановление от 17 декабря 2018 г. по делу № А56-65823/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 17 декабря 2018 года Дело №А56-65823/2018 Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года Тринадцатый арбитражный апелляционный...

    Решение № 12-4097/2018 от 26 ноября 2018 г. по делу № 12-4097/2018

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Административные правонарушения

    Об административном правонарушении по жалобе территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах на решение Северского районного суда Краснодарского края от 17 сентября 2018 года, установил: постановлением № 416 главного государственного санитарного врача в Северском, Абинском, Крымском районах Вечерней Е.А. от 17 . 08.2018 года юридическое лицо ГАУ КК «...

    Решение № 12-254/2018 от 23 ноября 2018 г. по делу № 12-254/2018

    Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) - Административные правонарушения

    Таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ. В силу ч. 6 ст. 27 Закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона, специальная...

    Решение № 2-1676/2018 2-1676/2018~М-1794/2018 М-1794/2018 от 16 ноября 2018 г. по делу № 2-1676/2018

    Усть-Лабинский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Занятые на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пользуются правом выхода на пенсию на льготных условиях, а согласно пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости им назначается ранее достижения пенсионного возраста. Условия...

    Решение № 21-1570/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 21-1570/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию...

    Решение № 12-582/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 12-582/2018

    Железнодорожный районный суд г. Хабаровска (Хабаровский край) - Административные правонарушения

    Кедр» зарегистрировано на территории Хабаровского края, то филиала на территории Смидовичского района не имеет, в связи с чем положения п.п.1 п. 1 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 246-ФЗ не применимы. Кроме того, специальная оценка условий труда рабочего места вблизи технологической переправы через реку на дату проверки...

01 января 2014 года ознаменовалось началом действия закона № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда». В этот же день закончилось существование ранее действовавшего порядка, предусматривающего аттестацию рабочих мест по условиям труда .

Кого закон обязывает проводить специальную оценку условий труда?

Специальная оценка условий труда в соответствии с новым законом включена в обязанность для всех работодателей, если в штатном расписании предусмотрен хотя бы один работник, с которым подписан трудовой договор. Исполнять закон обязаны все работодатели, невзирая на формы собственности. Исключением не являются и работники у которых нет постоянного рабочего места на территории работодателя, например, торговые агенты или мерчендайзеры.

Освобождаются от соблюдения закона только индивидуальные предприниматели, если работают полностью самостоятельно и не имеют ни одного наемного работника. Не обязаны исполнять положения законодательства физические лица, заключившие договора на исполнение каких-либо работ со сторонними третьими лицами. Это положение действует только в том случае, если физическое лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель, использующий надомный труд, если часть сотрудников или все работают удаленно от головного предприятия, не обязан проводить процедуру для подобных рабочих мест.

Что такое специальная оценка условий труда?

Законом специальная оценка условий труда определена, как последовательность мероприятий или процедур, направленных на выявление производственных факторов, негативно отражающихся на здоровье тех, кто там работает. Факторы могут при этом связаны непосредственно с трудовой функцией, которую сотрудник исполняет. А могут быть обоснованы общей производственной средой, в которой находится рабочее место. В трудовую функцию конкретного работника может не входить ни поднятие тяжестей, ни работа с горючими веществами. Но, если его рабочее место по причинам, обоснованным технологией производства, находится в «горячем» цеху, то такое рабочее место сложно отнести к оптимальным или допустимым.

Оплачивать все мероприятия, связанные с в соответствии с законом обязан только работодатель. Никакие поборы с сотрудников недопустимы.

Закон позволяет тем организациям, у которых на 01.01.2014 года была проведена аттестация рабочих по условиям труда, провести первую спецоценку через 5 календарных лет, но не позднее 31.12.2018 года.

Предприятиям, зарегистрированным после 01.01.2014 года, законом предписано провести первоначальную оценку не позднее 31 декабря 2018 года. При этом разрешено поэтапное проведение процедуры, чтобы снизить единовременную финансовую нагрузку.

Оценка условий труда для офисных работников

Если рабочее место находится на территории организации или ИП-работодателя, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто специальной оценке условий труда. Это касается и тех, кто работает только в офисе за компьютерами; и тех, кто работает на производстве; и работников, относимых к обслуживающему персоналу, таких как сторожа, вахтеры, уборщики и прочее. Существует ошибочное мнение, что офисные рабочие места подлежат декларированию, т.е. организация, производящая специальную оценку, указывает в своем заключении, что на рабочих местах нет факторов, отрицательно влияющих на здоровье и все эти данные вносятся в декларацию.

А как же поступить с освещенностью рабочей поверхности? Искусственная освещенность должна измеряться на всех рабочих местах.

Конечно же рабочие места, подлежащие декларированию, существуют, но их ничтожно мало. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда от 07.02.14 №82н. Декларация подается работодателем, она действительна в течение 5 календарных лет. Если за этот срок условия труда на данных рабочих местах не изменятся, то срок декларации будет продлен еще на 5 лет.

Но, данное послабление не касается случаев, о которых будет рассказано ниже, в соответствии с которыми предприятие будет обязано провести внеплановую процедуру по оценке рабочих мест.

Когда и зачем проводится внеплановая специальная оценка условий труда?

Если у предприятия или организации есть действующий документ, подтверждающий проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», то в случае наличия хотя бы одного обстоятельства из нижеперечисленных, возникает необходимость в проведении внеочередной или внеплановой спецоценки.
Перечень подобных ситуаций определен ст. 17 ФЗ-426 и включает:

  • создание нового рабочего места, которого не было на момент проведения последней специальной оценки. Для таких случаев законодатели отвели 6 календарных месяцев на прохождение всех необходимых мероприятий;
  • несчастный случай, произошедший на рабочем месте, прошедшем испытания. Сюда же включаются и случаи профессиональных заболеваний работников;
  • произошли существенные изменения в технологическом процессе; изменились материалы, комплектующие, средства труда, оборудование. Если изменения произошли в лучшую сторону, то работодатель даже при наличии затрат, будет заинтересован в проведении внеплановой специальной оценки условий труда, так как именно ее результаты будут учитываться при расчете взносов на дополнительное пенсионное обеспечение, оплачиваемое в ПФР;
  • трудовая инспекция может вынести заключение о необходимости проведения спецоценки, не дожидаясь положенных 5 лет, если поступают многочисленные жалобы на условия труда.

Специальная оценка условий труда. Зачем ее проводить?

Существовавший ранее порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был также обязательным для всех. Но, многие предпочитали заплатить относительно небольшой штраф, но не проводить дорогостоящую процедуру. В нынешних условиях закон не оставляет такого выбора: штраф или специальная оценка. Штраф для должностного лица с начала 2015 года составляет от 5 до 10 тыс. рублей. Организация, отказывающаяся проводить процедуры, предписанные законом, будет наказана ну сумму от 60 до 80 тыс. рублей. Подробно все штрафы и наказания по охране труда расписаны в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если предприятие, оштрафованное единожды, не примет меры по исправлению ситуации, то повторное наказание будет еще жестче. Должностное лицо на этот раз может быть внесено в список дисквалифицированных лиц на срок до 3 лет. Штраф для предприятий возрастает до 200 тыс. рублей. В зависимости от обстоятельств, деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 дней. Основанием для повторного наказания становятся ч5. Ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Предприятие, которое обязано или собирается в добровольном порядке провести специальную оценку условий труда обязано заключить договор с организацией, имеющей сертификат или лицензию на подобный вид деятельности. Проведение специальной оценки условий труда должно записано в качестве основного или дополнительного вида деятельности для данной организации. Помимо этого организация должна отвечать следующим требованиям:

  1. штатом должны быть предусмотрены 5 и более экспертов – обладателей сертификатов, разрешающих их владельцу выполнять работы, связанные со специальной оценкой условий труда;
  2. как минимум, у одного из этих экспертов должен иметься диплом о высшем медицинском образовании по направлению гигиены, будь то общая гигиена, гигиена труда, лабораторные исследования санитарно-гигиенической направленности;
  3. организация должна обладать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию;
  4. организация включена на момент проведения спецоценки в реестр компаний, имеющих право заниматься этим видом деятельности.

Руководитель предприятия, на котором проводится спецоценка, издает приказ за своей подписью о создании комиссии. Рекомендуется, чтобы число членов было нечетным. В обязательном порядке в комиссию включается лицо, которое на предприятии отвечает за охрану труда. Законодательством предусмотрено, что в организациях с численностью сотрудников 50 человек и более в штате должна содержаться выделенная единица, отвечающая за охрану труда. Если списочная численность меньше 50 человек, то возможно совмещение должностей.

Негласно рекомендуется привести в порядок все журналы, относящиеся к технике безопасности. Будут затребованы комиссией также штатное расписание и трудовые договора со всеми сотрудниками. Если в штатном расписании есть единицы, сокращение которых уже произошло или планируется в непосредственном будущем, то рекомендуется их вычеркнуть до начала работы комиссии. Если же предприятие планирует расширение штата в ближайшем будущем, то до начала всех процедур лучше внести все должности в штатное расписание. Это позволит избежать внеочередных спецоценок. Сделать это необходимо заранее, так как рабочие места для специальной оценки будут выбираться непосредственно из штатного расписания.

Выбранная организация, с которой заключен договор на оказание данного вида услуг, проводит исследования на всех рабочих местах для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. После того, как проведены все необходимые испытания и замеры, организация, выполняющая спецоценку, оформляет отчет в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н. К отчету в обязательном порядке прикладываются все протоколы измерений и отчеты экспертов. Ознакомиться с перечнем документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к отчету (п.1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Отчет в обязательном порядке подписывается всеми членами комиссии и визируется руководителем предприятия.

Каждое рабочее место по результатам оценки получает присвоенный класс:

  • 1 класс – рабочее место считается абсолютно безопасной для здоровья;
  • 2 класс – условия труда на таком месте считаются допустимыми;
  • 3 класс – работа на таком рабочем месте может принести вред для здоровья;
  • 
4 класс – работа в таких условиях является опасной для жизни и здоровья.

Классификация рабочих мест подробно расписана в ч.2 сч. 3, сч.14 Закона №426-ФЗ. При наличии на предприятии рабочих мест с 3-м или 4-м классом вредности, организация будет обязана выплачивать дополнительные взносы в ПФР в соответствии со ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 года №2012-ФЗ «О страховых взносах в ПРФ».

Оценка произведена. Что потом?

Каждый сотрудник предприятия в течение 30 дней с момента окончания проверки должен под роспись ознакомлен с выводами комиссии и эксперта. Если у предприятия есть официальный сайт, то в течение этого же времени результаты должны на нем размещены. Делается это в соответствии с п.6 ст.15 Закона №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Для предприятия проведенная оценка условий труда служит основанием для начисления дополнительных взносов в ПФР. Размер взносов определяется в соответствии с письмом ПФР от 12.02.2014 года № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, условия работы на которых признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

Для рабочих мест, в отношении которых вредные факторы не выявлены, составляется декларация соответствия, предоставляемая соответствующем виде и порядке в трудовую инспекцию. Срок действия такой декларации не превышает 5 лет, то есть до следующей специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.