История туризма в царской россии. История создания Российского общества туристов (РОТ) Современный русский турист кто он в журналах

История создания Российского общества туристов (РОТ)

К середине 90-х гг. XIX в., по примеру европейских стран, в Российской империи возникла инициатива по созданию Общества ве-лосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба). Учредительное собрание этого Общества состоялось в Санкт-Петербурге весной 1895 г. За первый год деятельности его ряды, помимо 27 членов-учредителей, пополнились 157 новыми членами из 24 городов страны, выступавших за создание в России благоприятных условий для путешествий на велосипедах.

В 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов было основано Российское общество туристов (РОТ), число членов которого к 1903 г. превысило 2000 человек. Его представительства появились в 135 российских городах, причем наиболее активная работа, помимо Санкт-Петербурга, велась в Киеве, Риге, Харькове, Ростове-на-Дону, Тобольске, Владивостоке и Благовещенске. Среди членов Общества в период его расцвета более половины проживало в Азиатской части Российской империи. Самый известный член РОТ - Онисим Петрович Панкратов, в 1911 -1913 гг. совершивший кругосветное путешествие на велосипеде, был жителем Харбина, который на тот момент находился в совместном владении России и Китая. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за рубеж, теперь уже не только для цикли-стов (велосипедистов), но и для других категорий отечественных туристов. Как написал председатель РОТ Николай Андреевич де Шарио в одном из номеров журнала «Русский турист» за 1902 г., «...пусть теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, пусть присоединится к нам» 1 .

В числе задач РОТ называлось проведение коллективных поездок членов Общества, издание путеводителей, справочников и дорожных карт. Начиная с 1910 г. РОТ вело активную деятельность по организации туристских путешествий разного масштаба: загородных велосипедных прогулок, поездок по различным регионам России и за рубеж, изыскивая различные способы удешевления стоимости этих мероприятий для их участников. Важным опытом было установление Обществом партнерских отношений с владельцами гостиниц, расположенных в разных городах страны. Первыми такими объектами индустрии гостеприимства стали отель «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, «Гостиница В.С. Уткина» в Царском Селе, гостиница «Славянская» в Тамбове, «Ориент» в Тифлисе и др. Члены РОТ, а также участники организованных при его поддержке путешествий могли размещаться в этих гостиницах на льготных условиях. Благодаря договорам, заключенным Обществом с зарубежными туристскими организациями, российские туристы во время совершения вояжей за границу также имели различные льготы и скидки. Описания наиболее интересных маршрутов и впечатлений путешественников публиковались в периодическом органе РОТ - журнале «Русский турист», который выходил с 1899 по 1913 г. и имел два постоянных приложения: «Дорожник» и «Ежегодник».

РОТ оставило значительный след в истории отечественного туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, но, в отличие от горных клубов, не ограничивавшая сферу своих интересов только Кавказом и Крымом. Периодическими изданиями, рассказывавшими об истории русских городов, экскурсионных маршрутах по стране или о замечательных местах, представляющих собой национальную гордость, члены РОТ всячески пытались пробудить у соотечественников интерес к познанию своей Родины. Например, в журнале «Русский турист» существовала постоянная рубрика «Родные углы», где рассказывалось о достопримечательностях различных городов России: Иркутска, Ростова-на-Дону, Рязани, Феодосии и многих других.

Особого внимания заслуживает международная деятельность РОТ. Еще в 1899 г. Общество туристов-велосипедистов командировало своего представителя А.И. Брудерера на международный туристский конгресс в Люксембурге, после чего оно было включено в Международную лигу туристских обществ. Впоследствии открылись восемь представительств РОТ за рубежом - в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Мюнхене и Париже, а также заключены соглашения о сотрудничестве с 12 заграничными организациями аналогичного профиля из Австрии, Бельгии, Германии, Италии и США.

Организацией отдельных туристских путешествий и походов в дореволюционный период занимались также Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Общество распространения технических знаний, Общество физического воспитания, Общество народных университетов, Московское общество грамотности, Харьковское общество любителей природы и еще около сотни различных общественных организаций. Для этих целей под их эгидой создавались экскурсионные комиссии и экскурсионные секции.

Образовательный туризм и деятельность общественных туристских организаций в дореволюционный период, безусловно, были связаны между собой. Так, один из руководителей Кавказского горного общества Р.Р. Лейцингер отвел часть принадлежащей ему усадьбы под Ученический приют КГО в Пятигорске, где бесплатно могли остановиться на ночлег до 250 учащихся-экскурсантов одновременно. Кроме того, в 1906 г. для популяризации экскурсионного метода Лейцингер издал брошюру «Несколько слов о школьных экскурсия», экземпляры которой за свой счет разослал в Министерство народного просвещения, попечителям всех учебных округов Российской империи, а также по адресам 640 различных учебных заведений страны.

В 1914 г. по инициативе Крымско-Кавказского горного клуба в Ялте был открыт специальный приют для участников ученических экскурсий, где за очень демократическую для популярного курорта плату (25 коп. с человека в сутки) они могли получить место для ночлега в летнее время. Только за июнь-июль 1914 г. здесь побывало 1126 учащихся и педагогов, представлявших мужские и женские гимназии, реальные, коммерческие, технические, сельскохозяйственные, епархиальные и начальные училища Белгорода, Белой Церкви, Владикавказа, Воронежа, Екатеринбурга, Ека-теринослава, Казани, Калуги, Кишинева, Киева, Москвы, Нижнего Новгорода, Николаева, Омска, Петербурга, Самары, Твери, Харькова, Херсона, Чернигова и других городов страны. При Российском обществе туристов с 1907 г. была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая оказывала содействие совершению ученических путешествий в Крым, на Кавказ, Урал и по Средней Азии.

15 апреля 1895 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов. 27 членов-учредителей избрали Комитет для управления делами общества, который дол; жен был выработать программу его деятельности (Очерк пятилетнего существования Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба), 1900).

Причиной возникновения объединения велосипедистов-туристов явилось достаточно широкое распространение в России к концу ХIХ в. двухколесных велосипедов, которые к тому времени перестали служить лишь для развлечения обеспеченных людей, а все больше превращались в удобное средство передвижения, все чаще употреблялись для дальних загородных прогулок.

Необходимо отметить, что объединения любителей езды на велосипеде возникали и раньше. Еще в 1880 г., т. е. до изобретения полой пневматической шины, в Петербурге было создано первое в России общество велосипедистов, а в 1884 г. учреждено Московское общество велосипедистов-любителей. Стали появляться различные велосипедные общества и кружки и в других городах России. Эти первые малочисленные организации, состоявшие обычно из нескольких десятков человек, объединяли в основном состоятельных людей, имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они проводили для своих членов коллективные поездки различной протяженности, обычно не более 200 верст, тем самым сближая велосипедистов-любителей и пропагандируя велосипед в жизни российского общества (Московское общество велосипедистов-любителей, 1892) .

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России можно почерпнуть из выходивших в конце ХIХ в. журналов «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге.

Журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Обсуждение устава будущего общества началось на его страницах в 1892 г., и только через три года появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов..., 1899).

Российское общество велосипедистов-туристов (впоследствии Российское общество туристов – РОТ) состояло из почетных, действительных и пожизненных членов. Для вступления в общество требовались две рекомендации от его членов, после чего можно было баллотироваться для принятия в общество на общем собрании. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. Такими же были и ежегодные взносы. Чтобы стать пожизненным членом, достаточно было единовременно внести в кассу не менее 50 руб. Почетные члены избирались общим. собранием за какие-либо выдающиеся заслуги перед обществом.

Официальным его изданием до 1899 г. оставался журнал «Велосипед». С января 1899 г. общество, окрепнув, начало издавать ежемесячный журнал «Русский турист».

Число членов общества значительно колебалось. Оно росло до 1903 г., когда достигло рекордной цифры – 2061 человек. Но в 1904 г. его численность уменьшилась на 40 процентов (причиной чему явилась русско-японская война) и в дальнейшем продолжала падать. Уже в 1907 г. она снизилась до 800 человек, а к 1917 г. сократилась еще на 300 членов.

География влияния общества была достаточно широка. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины их проживало в азиатской части России.

По уставу общества там, где насчитывалось не менее 25 членов, образовывались комитеты. Городов, в которых могли быть созданы комитеты, в год наибольшего расцвета общества оказалось всего 14. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, имевший в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский – 240, далее петербургский – 179, ростовский (Ростов-на-Дону) – 93 человека. В десяти городах – Воронеже, Иркутске, Киеве, Дальнем, Зее-Пристани, Лодзи, Одессе, Риге, Хабаровске, Харбине Новом – в РОТ было от 30 до 70 туристов-велосипедистов. В большинстве остальных городов, даже в таких крупных губернских, как Владимир, Рязань, Калуга, Кишинев, Харьков, в общество вступило всего по одному члену. Интересно отметить, что Москва, где еще в середине 80-х гг. возникло одно из первых обществ велосипедистов-любителей, в 1903 г. имела только 20 членов Русского туринг-клуба.

Основными задачами общество считало проведение коллективных поездок своих членов, организацию гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист», «Дорожника» и «Ежегодника», представлявших собой дорожно-справочные книжки для туристов.

Вот какими были некоторые коллективные поездки членов петербургского комитета РОТ, например, в августе 1899 г. (Итоги совместных поездок членов Петербургского представительства Общества велосипедистов-любителей в лето 1899 года, 1899):

Пример:

Аналогично велась работа и в других местах. В основном организовывались выезды небольших групп в окрестности города.



За участие в коллективных поездках начислялись зачетные баллы в зависимости от пройденного расстояния, и в конце года тех, кто набирал наибольшее число баллов, награждали специальными памятными жетонами общества.

К 1910 г. созрел план дальних путешествий членов общества по России. Инициатором этих поездок стали московские туристы-велосипедисты. Поездки предназначались для лиц, не обладавших достаточными средствами для совершения дальних экскурсий самостоятельно. Путешествия проводились на Кавказ, Черное море, Урал и в другие районы Российского государства. При создании маршрута его организаторы ориентировались, главным образом, на представителей РОТ в различных городах, хорошо знающих свой край. Так, если в одном месте группу туристов встречал геолог, то в другом – ботаник, в третьем – историк и т. д. Закончив маршрут, участники экскурсии получали достаточно полное представление о крае, его природе, экономических особенностях, истории, быте местных жителей. На всем маршруте общество: снимало помещения для экскурсантов и приспосабливало их под общежития.

К 1912 г. уже сложилась система дальних путешествий Российского общества туристов. Предлагались 10 разнообразных маршрутов по европейской территории страны. Вот что представляли некоторые из них:

№ 1. Крым.

Москва – Феодосия – Судак – Ялта и окрестности – Севастополь и окрестности – Бахчисарай – Москва. 28 дней.

№ 2. Кавказ. Военно-Грузинская дорога.

Москва – по Военно-Грузинской дороге до станции Казбек – Тифлис – Боржоми – Батуми – Новый Афон – Новороссийск – Москва. 30 дней.

№ 3. Финляндия. Южный.

Москва С.-Петербург – Выборг – Сайменский канал – оз. Сайма поездки по озеру и на Иматру – Гельсингфорс – Ганге – Або – С.-Петербург. 21 день.

№ 4. Урал.

Москва Нижний Новгород (Волга – Кама – Белая) – Уфа - Златоуст - озеро Тургояк – Миасс – Кыштым – Екатеринбург – Кунгур – Пермь (Кама – Волга) – Нижний Новгород – Москва, 28 дней. (Экскурсии по России, 1912).

Важное место дальним поездкам отводил ростовский комитет РОТ. Местоположение Ростова-на-Дону вблизи Кавказа определило и географическую направленность ростовских дальних многодневных экскурсий.

Большой популярностью у членов общества пользовались поездки по Военно-Грузинской дороге от Владикавказа до Тифлиса и обратно. По Военно-Грузинской дороге экскурсанты передвигались пешком и на велосипедах и за все время путешествия преодолевали около 400 км.

Определенная роль придавалась в работе РОТ организации поездок своих членов за границу. Эти путешествия в большинстве не были коллективными, к каким мы привыкли сегодня, а совершались в одиночку или малочисленными группами по маршрутам, разработанным самими туристами.

Правление общества для облегчения пребывания своих членов за границей заключило дружеские договоры с Бельгийским, Австрийским, Английским, Итальянским и другими туринг-клубами, Всеобщим нидерландским союзом велосипедистов. На основании этих договоров иностранные общества предоставляли членам РОТ при посещении их стран те преимущества, которые имели туристы этих государств в приобретении проездных билетов, размещении в гостиницах, получении за минимальную плату изданий по туризму, доступных лишь членам общества, ремонте велосипедов в мастерских. Кроме того, правление добилось, чтобы по распоряжению русского, бельгийского, швейцарского и итальянского министров финансов члены РОТ пользовались особыми таможенными льготами.

Много сил и энергии отдавало правление общества своим изданиям. С 1899 по 1912 г. регулярно выходил журнал «Русский турист». В нем публиковались официальные документы общества, рассказы о совершенных путешествиях по стране и за границей, сообщения о школьных экскурсиях, которым члены РОТ придавали большое значение. С первых же лет существования журнала был введен раздел «Родные углы», в котором читатели находили интересно написанные заметки о различных городах России: Иркутске и Ростове-на-Дону, Рязани и Феодосии и многих других. Журнал публиковал материалы о необходимости сохранения культурных ценностей, так как тогда нередко уничтожались памятники культуры и истории. Например, из статьи с хлестким названием «О рязанском вандализме» узнали читатели о том, что в древней Рязани разобрано до основания большое крыльцо с аркой и лестницей у дворца Олега, простоявшее века «на красу всему городу».

Общество издало также 8 планов городов России, 20 дорожных карт по маршрутам Москва – Торжок, Москва – Ярославль, по окрестностям Петербурга, Новгород – Петербург и др.

Добившись некоторых успехов, Российское общество туристов все же не превратилось в мощную туристскую организацию в стране из-за определенной пассивности его членов. Так, даже в первые годы существования, например, в 1900 г., из 300 членов общества в Петербурге общие собрания посещали не более 30 человек, и эта ситуация не изменилась во все последующие годы.

«Проснитесь же!» – взывали в 1900 г. со страниц журнала «Русский турист» наиболее активные члены общества, желавшие видеть РОТ таким же сильным, как Бельгийский или Французский туринг-клубы, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч человек. Но достичь этого так и не удалось. Сетования на спячку членов РОТ находили читатели и в последних номерах журнала.

Несмотря на достаточно ограниченное количество членов и отсутствие такой широкой экскурсионной деятельности, как, например, у Крымско-Кавказского горного клуба, Российское общество туристов оставило значительный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, приглашавшая посетить, в отличие от горных клубов, не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими широко известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по России, замечательных местах, представляющих собой нашу национальную гордость, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию Родины.

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека".

В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий. Еще в 1899 году на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России. Само Общество на свои средства организовало такую экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска. Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Огромной заслугой Российского Общества Туристов была организация 15 мая 1902 года Всероссийской выставки спорта в Санкт-Петербурге. Помимо русских организаций в этой выставке приняли участие зарубежные общества. За активную организацию и участие в этой выставке Российское общество туристов было награждено благодарственным дипломом, а его печатный орган журнал "Русский Турист" - малой золотой медалью.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пешелыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных проплывах. Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное кругосветное путешествие "героя колеса" Анисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине.

До этого все попытки иностранных туристов совершить кругосветное путешествие на велосипеде заканчивались неудачей.

) - одна из первых и крупнейшая для своего времени организация, объединившая любителей активных путешествий в России на рубеже XIX - вв. В современной России преемником «Российского общества туристов» является Федерация спортивного туризма России , ранее именовавшаяся «Туристско-спортивный союз России » (ТССР) .

Сфера деятельности

Первоначально Общество ставило перед собой цель по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния.

После официального создания Общество ставит своей целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за её пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи .

После создания института представителей Общества на местах началось разъяснение Программы и Устава Общества, установление связи с местными велосипедными организациями. Такая активная политика Общества способствовала укреплению его влияния во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Общество проводило активную работу по составлению новых шоссейных карт для любителей путешествий.

Издательская деятельность

  • журнал «Русский турист» с приложениями - «Дорожник » и «Ежегодник» (своеобразная дорожно-справочная книжка);
  • журнал «Экскурсионный вестник»;
  • журнал «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса);
  • журнал «Русский экскурсант» (Ярославль);
  • теоретико-методическая и справочная литература;
  • путеводители

Устав

РОТ в условиях русской революции

Сохранилось свидетельство о том, что туристское и экскурсионное дело использовалось даже при проведении загородных экскурсий. В мае 1914 года в Юкках под видом научных экскурсий состоялись политические митинги рабочих, а Сампсониевское общество образования и профсоюзы печатников под видом экскурсии в Лахту (Санкт-Петербург) провели 8 июня 1914 года большой митинг.

Прекращение деятельности Общества

Общество Пролетарского туризма

Журнал «Русский турист»

Журнал «Русский турист» - официальный печатный орган «Российского общества туристов» ( -). Регулярно, раз в месяц, выходил с по 1912 год . В 1913 году вышло всего 4 номера, после чего журнал закончил первый этап своего существования.

Общероссийское движение велосипедистов, как и других любителей спорта, носило характер общественного, клубного объединения. Однако масштабы его деятельности и количество участников переросли рамки элитарного клуба, превращаясь в массовое туристское движение. Особенность формирования туризма в России состояла в том, что процесс шел по двум сближающимся линиям. С одной стороны, в пространстве коммерции формировался потенциал туристских регионов, вырабатывался сервис гостеприимства, отельный и ресторанный бизнес, создавались новые средства передвижения, соответствующие формату массового туризма. С другой стороны, интерес и вкус к путешествиям вырабатывались в ходе увлечения техническими видами спорта, оформлялись в виде клубов и обществ.

В клубном движении решающую роль сыграла инициатива туристов-велосипедистов, общество которых стало основой для создания первого в России туристического объединения. В 1901 г. Общество велосипедистов-туристов было реорганизовано и переименовано в Российское общество туристов (далее – РОТ), которое включало в себя уже не только велотуризм, но и все прочие существовавшие виды туризма. В рамках данного общества организовывались спортивные выставки, разрабатывались различные туристические маршруты, как пешие, так и велосипедные, проводились походы и гонки между представителями разных клубов. Особой популярностью пользовались велосипедные маршруты по Крыму и Кавказу. Правда, до момента реального объединения всех видов туристских клубов прошло еще несколько лет. Энтузиазм любителей путешествий только нарастал. Лидерами этого движения были горные туристские клубы и объединения велосипедистов.

Движение за объединение туристских клубов в 1901– 1903 гг. шло в процессе обсуждения общего устава и общей модернизации туризма. Русский Туринг-клуб объединял энтузиастов туризма и дистанцировался в равной степени как от коммерческого направления туризма, так и от профессионального спорта. В уставе РОТ целью создания общества заявлялось "содействие распространению в России туризма во всех его видах, без различия способов передвижения", "ознакомление участников с разными местностями России посредством путешествий, экскурсий и прогулок; развития всех видов полезного спорта" (Устав РОТ. СПб., 1913. С. 1, 3). Таким образом, с самого начала РОТ позиционировалось как общественное самодеятельное движение, без постановки каких-либо коммерческих целей. Главой русского Туринг-клуба и затем РОТ стал Николай Андреевич Шарио, страстный энтузиаст путешествий. Поздравляя своих единомышленников по РОТ с новым 1902 г. он писал: "Почему же не все русские люди – члены Российского общества туристов? Ведь общая наша задача и цель – познавать родную страну и через это научиться любить ее – достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест" (Русский турист. 1902. № 12. С. 4).

Российский Туринг-клуб представлял собой разветвленную сеть местных туристских обществ, имел представительство в 135 городах России, а в 1903 г. представительства клуба имелись уже в 174 городах России, а также в некоторых зарубежных странах. Объединение туристских организаций в масштабе страны дополнялось выходом на международный уровень. В начале XX в. русский Туринг-клуб вступил в международную Лигу туристских обществ, заключил договоры о сотрудничестве с 12 зарубежными туристскими организациями, имел свои представительства в 8 городах за границей. Помимо прежнего журнала "Велосипедист" Туринг-клуб начал издавать более серьезный - "Ежегодник", который служил одновременно справочником по велосипедным маршрутам. Публиковались и брошюры с отдельными описаниями наиболее популярных маршрутов. К началу XX в. было освоено 12 маршрутов, не все из которых являлись велосипедными. Количество членов Туринг-клуба достигло 5 тыс. членов, что значительно превысило членство во всех других клубах, хотя, разумеется, было совершенно недостаточно для всей России.

С января 1899 по 1912 г. выпускался ежемесячный журнал "Русский турист" (рис. 12.2), в котором печатались рассказы путешественников, практические советы, краеведческие заметки, документы общества. В передовой статье этого издания цель данного печатного органа была заявлена следующим образом: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело – на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." (Русский турист. 1899. № 1. С. 8). Такое направление журнала как нельзя лучше совпадало с целями РОТ. Заявленная позиция демонстрирует главную специфику российского туризма: он формировался вне коммерческой структуры и не опирался на профессиональный спорт. Скорее, его можно отнести к проявлениям общественного движения неполитического характера. В журнале работал отдел "Родные углы", который вел туристско-краеведческую тематику при помощи своих читателей из провинции. Журнал "Русский турист" был награжден малой золотой медалью за свою активную деятельность на Всероссийской выставке спорта в Петербурге в мае 1902 г. После феноменальной "кругосветки" О. П. Панкратова знаменитый велосипедист разрешил печатать свой дневник и путевые заметки именно в журнале "Русский турист". Медицинский отдел журнала "Русский турист" пропагандировал лечебный отдых на русских курортах. В начале XX в. это был главный журнал туристского движения в России.

Рис. 12.2. Журнал "Русский турист". Начало XX в.

Чрезвычайно обширной была деятельность РОТ, которое с самого начала сосредоточилось на практической помощи массовому туризму. Важным делом было заключение договоров с гостиницами о льготных условиях проживания для своих членов. Реальная работа РОТ в первое десятилетие после его создания впечатляет. Уже в первые пять лет своего существования оно фактически стало общероссийским, имея около 200 филиалов во всех крупных городах России. Были заключены договоры с туристскими обществами Германии,

Австрии, Италии, Франции, США и других стран. На территории России действовало 12 больших маршрутов с различными вариантами:

  • – северный маршрут простирался от Москвы до Архангельска, Соловков и заходил на территорию Норвегии (г. Вердэ);
  • – по Волге и Каме проходило три речных круиза;
  • – несколько недорогих маршрутов (25–50 руб.) проходило по Кавказу;
  • – в Крыму пролегло два маршрута;
  • – предусматривался экзотический маршрут по Средней Азии на 36 дней.

Все маршруты сопровождались подробным описанием, перечислением необходимых для туриста вещей, указывалась стоимость каждого ночлега или другой услуги на маршруте, путешественники обеспечивались хорошими гидами и переводчиками. Некоторые маршруты составлялись предельно дешево, благодаря договорам с гостиницами, размещением у местных жителей и пр. Российское общество туристов обеспечивало каждый маршрут отдельным путеводителем с картами и описанием достопримечательностей. Заграничные туры планировались небольшими группами и по оригинальным маршрутам. Важно учесть, что весь этот сервис и скидки предлагались почти исключительно членам РОТ.

Общественная деятельность РОТ выразилась в организации широкого экскурсионно-образовательного движения в рамках особого общественного внимания к школе и народным учителям. В начале XX в. представители РОТ в разных городах брались за организацию образовательных экскурсий с привлечением местных краеведов, ученых, журналистов. С 1907 г. в РОТ действовала комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а с 1910 г. проводились благотворительные поездки "для недостаточных лиц" с особо низкими ценами. Дешевизна определялась тем, что такие туристы практически сами обеспечивали себе сервис ночлега и питания. Детальная информация для экскурсантов летом 1911 г. предлагала взять с собой в том числе:

  • – багажную корзину размером 12 на 8 вершков, которая хорошо входит под лавочку в вагоне;
  • – плед, одеяло или тонкий матрасик, две-три простыни и маленькую подушку;
  • – удобную обувь, кружку, тетрадь для записей и две-три книги;
  • – две-три кофточки немарких.

Со своей стороны организаторы поездок обещали обеспечить завтрак, обед, легкий ужин, чай, провоз багажа, оплату помещения для ночлега за 20–25 кон. и отличных экскурсоводов. В России для экскурсионных поездок вместо корзинки стали использовать альпийский мешок, или, как тогда писали, ruksack, какой носили горцы и туристы в Швейцарии. Для этого по образцу, привезенному из Швейцарии, заказывался пошив рюкзаков.

К 1912 г. сложилась система дальних путешествий РОТ. Предлагалось 10 разных маршрутов по европейской части страны, в том числе по Кавказу, Крыму, по северу страны через Москву, Петербург и Финляндию, по центральной части и волжским городам. При обществе имелась обширная библиотека, формировался архив из отчетов членов клуба. В 1911 г. правление РОТ переехало в Москву, где было больше членов общества. За время своей деятельности до Первой мировой войны РОТ провело несколько масштабных мероприятий, которые способствовали развитию туризма. Помимо всероссийских и региональных выставок, это были разнообразные демонстрационные мероприятия. Уникальный лыжный пробег "Москва – Петербург" по инициативе РОТ осуществили московские студенты зимой 1911 г. Было пройдено почти 700 верст в условиях российского зимнего бездорожья и отсутствия какого-либо сервиса питания.

Российский Туринг-клуб активно популяризировал свою деятельность и даже разработал собственную символику: увенчанный лентой триколор, который используется и в современном туризме России. В Петербурге 15 мая 1902 г. была организована выставка спорта, на которой пропагандировались новые виды туризма с использованием технических средств и средств передвижения: велосипед, лыжи, конный туризм, байдарки, передвижение по железной дороге и пр. На выставке были представлены и зарубежные туристские общества.

Однако было немало препятствий на пути развития туризма. В 1910 г. Министерство внутренних дел в связи с активизацией революционных партий ужесточило требования к путешествующим и оформлению документов для выезда за рубеж. Тогда же специальный циркуляр предписывал губернаторам и местной полиции усилить надзор за участниками организованных экскурсий. Особый отдел департамента полиции завел дело о деятельности РОТ, поскольку обнаружилось, что немало оппозиционно настроенных интеллигентов и даже участников революционного движения работали с экскурсантами и разрабатывали маршруты. В записке Петербургского охранного отделения в департамент полиции от 24 июля 1910 г. отмечалось, что оздоровительные экскурсии слушателей народных университетов являются одним из способов пропаганды, поскольку во время экскурсий "пропаганда ведется совершенно свободно вследствие отсутствия бдительного надзора полиции" (Усыскин , 2007, с. 71); 31 января 1910 г. были арестованы 11 членов социал-демократической партии, которые работали в экскурсионной комиссии РОТ. Заключение полиции было недалеко от истины. Действительно, экскурсионную просветительскую работу вели многие общественные деятели, не вполне лояльные к власти. Например, московское отделение РОТ в 1908 г. возглавлял профессор В. Н. Бобринский, член Крестьянского союза, а экскурсионной комиссией Санкт-Петербургского общества народных университетов руководил участник покушения на Александра III М. В. Новорусский, бывший член террористической организации "Народная воля" и узник Шлиссельбургской крепости. Первая мировая война настолько осложнила ситуацию в стране и на мировой арене, что деятельность РОТ была фактически остановлена. Его частичное возрождение в 1920-е гг. как нового клубного движения было сметено идеологией и организационными структурами "пролетарского туризма".