Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Птицы возвращаются. Экологический проект: "Птицы- наши друзья" Детские проекты по экологии о птицах

Ход проекта

1. Актуальность.

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

2. Анализ внешней среды.

Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

В нашей местности встречается более 130 видов птиц, из них 11 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.

3. Анализ внутренней среды.

Работу над экологическим воспитанием детей я начала с младшего дошкольного возраста в реализации «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, выделив основные задачи по выбранной проблеме:

  • Развитие интереса к объектам природы.
  • Знакомство с домашними птицами и птицами, прилетающими на участок детского сада.
  • Формирование бережного отношения к птицам.

К старшему дошкольному возрасту дети должны знать 4-5 видов зимующих птиц, уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Но, к сожалению, обладая каким-то объемом знаний о пернатых, дети подчас бывают, равнодушны и даже жестоки по отношению к птицам. Нередко можно увидеть на улице группу ребятишек, которые безразлично наблюдают за раненной птицей или не пытаются оказать первую помощь птенцу, выпавшему из гнезда и т.д.

Опрос родителей показал, что:

  • большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;
  • интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66%;
  • теле и радио передачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;
  • конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают энциклопедии природоведческого характера.

Таким образом, я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с дошкольного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.

4. Стратегия реализации проектной идеи.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

  • Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
  • Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
  • Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
  • Учить правильному поведению в природной среде.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
  • Повысить уровень экологической культуры личности родителей.

5. Ожидаемые результаты.

У детей сформируются:

  • Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
  • Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
  • Знания
  • Сознание важности природоохранных мероприятий.
  • Навыки правильного поведения в природной среде.
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной компетентности. 1.Изучение методической литературы:

– «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»

М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа»

Н.А.Рыжова.

сентябрь воспитатель
2.Организовать сотрудничество с экологическим центром «Росянка» центральной библиотеки им. Маяковского сентябрь заведующий
3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». сентябрь воспитатель
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) сентябрь воспитатель
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. сентябрь воспитатель
Педагогическое просвещение родителей. 1.Разработка анкет для родителей. сентябрь воспитатель
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. октябрь воспитатель
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. сентябрь-октябрь воспитатели
Деятельный этап Осуществление мероприятий по выполнению проекта. 1.Проведение занятий познавательного в течение года воспитатели
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону «Роща». в течение года воспитатели
3.Художественно-творческая деятельность. в течение года воспитатели
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. в течение года воспитатели
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. в течение года воспитатели
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. в течение года воспитатели
7.Подвижные игры. в течение года воспитатели, инструктор по физ.культуре
8.Дидактические игры экологического характера. в течение года воспитатели
9.Слушание птичьих голосов в записи. в течение года воспитатели
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. в течение года воспитатели
родители
11.Вечера-развлечений. в течение года воспитатели
муз. руководит.
Деятельный этап Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом».
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. сентябрь воспитатели
3.Деловая игра «Знатоки природы». в течение года воспитатели,

родители

4.Викторина «что мы знаем о птицах?». апрель воспитатели
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверятах». январь воспитатели
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. 6.Экскурсия в краеведческий музей. март родители
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». в течение года родители
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. в течение года родители
Заключительный этап Оценка эффективности реализации проекта. 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. апрель-май воспитатель
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». апрель воспитатели
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». май воспитатель
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». в течение года воспитатель
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. май воспитатель
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта апрель воспитатель

7. Отчет о реализации проекта.

Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.

Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.

Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера-развлечения.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь, сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.

Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжек-самоделок «Сказки о птицах и зверей». Выставка книжек-самоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада.

Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и родители очень этим гордились.

Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзья-птицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».

Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.

В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.

Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности, смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знаки-символы о правилах поведения в природе, показали степень сформированности гуманного отношения к природе.

Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

Перспектива дальнейшей деятельности.

1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:

  • Занятия-беседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
  • Экскурсии в зоомагазин.
  • Организация дня наблюдений за птицами.
  • Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
  • Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
  • Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
  • Изготовление листовок «Берегите птиц»
  • Конкурс кормушек и поилок для птиц.

2. Активизировать детей и их родителей на дальнейшую природоохранительную деятельность:

  • Участие в акции «Посади дерево».
  • Проведение субботника по уборке территории детского сада.
  • Изготовление плакатов «Убери за собой мусор», «Покорми птиц», «Не разрушай мой дом! С просьбой ко всем добрым людям ваш сосед по планете муравей» и др., размещение их на территории лесопарка.
  • Акция «Мусор» – сбор пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов специальный контейнер

8. С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ, НАМИ СОЗДАНЫ:

2. Экологическая тропа по лесопарковой зоне «Роща»

где имеются следующие объекты:

  • деревья с дуплом;
  • гнезда;
  • кормушки и т.д.
  • Ботанический сад.

3. Взаимосвязь в экологическим центром «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского

  • посещение мини-зооуголка;
  • участие в акциях.

9. Программно-методическое обеспечение.

  1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
  6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
  9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
  10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
  13. «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
  14. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
  15. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
  16. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
  17. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
  18. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
  19. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
  20. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

Тип проекта: творческий

Вид: групповой

Форма проведения:
Продолжительность проекта:
Место проведения: группа, участок группы, семья.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Пояснительная записка.



Цель : формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.

Задачи:







- учить делать кормушку для птиц из бросового материала

1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах

2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года

3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой

4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи

5. Обогатить словарный запас детей

6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи

7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку

8. Приобщить к совместной деятельности родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Тип проекта: творческий

Вид: групповой

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 недели).
Место проведения: группа, участок группы, семья.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.


Пояснительная записка.
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей.

Цель : формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.

Задачи:
- развивать экологические представления
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семян
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам
- учить детей заботиться о зимующих птицах
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала

- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
  2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
  3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
  4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
  5. Обогатить словарный запас детей
  6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
  7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
  8. Приобщить к совместной деятельности родителей

Необходимое оборудование:

Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки.

Музыка – аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации - птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.


Работа с детьми.

1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Заучивание стихотворения В. Мирясова «Воробьишко»

Наблюдение за птицами зимой.

П/и «Собачка и воробьи»

Вторник

– НОД «Зимующие птицы»

Придумывание эмблемы проекта

Дид. игра: «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь»

дидактическая задача: уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Наблюдение за зимующими птицами

П/и «Воронята»

Среда

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рисование - «Дятел»

Заучивание стихотворения А. Барто «Синица»

Наблюдение за синицей

П/и «Перелет птиц»

Четверг

– знакомство с приметами

Познакомить с памяткой «Как подкармливать птиц»

Опытно – исследовательская деятельность «Рассматривание птичьих следов»

Дидакт. Игра «Угадай по описанию»

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Снегири»

Аппликация «Зимующие птицы на кормушке»

Наблюдение за снегирем

П/и «Совушка»

Пятница

– лепка «Прилетели воробьи»

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Дид. Игры: «Четвёртый лишний», «Один – много»

Опытно – исследовательская деятельность «Исследование птичьего пера»

Наблюдение за голубями

П/и «Стайка»

2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Понедельник

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах), выставка «Пернатые друзья»

Дид. Игра «»Сосчитай птиц»

Наблюдение за синичкой

П/и «Птицы и автомобили»

Вторник

конструирование «Изготовление шапочек – масок»

Заучивание стихотворения «Ворона» Н. Рубцов.

Дид. Игра «»Большой – маленький»

П/и «Птички и кошка»

Среда

Оформление альбома: «Зимующие птицы»

Дид. Игра «Чье это?»

Чтение А. Чепуров «Птичкина столовая»

П/и «Птички в гнездышках»

Четверг

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Сравнительное наблюдение снегиря и свиристеля

П/и «Собачка и воробьи»

Пятница

Оформление плаката «Зимующие птицы»

Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»

П/и «Воронята»

Работа с родителями

Консультации – «Покормите птиц зимой», «Как сделать кормушку»

III этап – заключительный.

3 неделя. Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник

Беседа «Трудно птицам зимовать».

Заготовка корма для птиц

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

П/и «Перелет птиц»

Вторник

Выставка «Кормушек для птиц»

Развешивание кормушек и открытие «Птичьей столовой»

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

(ежедневно)

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Совушка».

Среда

Четверг

– Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать

Пятница

– чтение худ. литературы:, стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Театрализованная деятельность: экологическая сценка «Доживем до весны».

Оформление результата проекта в виде

Работа с родителями.

Акция «Мастерим кормушки для птиц»

Выставка рисунков «Зимующие птицы»

«Что мы знаем о птицах»

Цели:

Формировать экологическую культуру у детей;

Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

Расширить знание детей о зимующих птицах;

формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;

совершенствовать диалогическую речь;

Словарная работа:

клест, свиристель;

зимующие птицы;

перелётные птицы.

Оборудование к занятию:

картинки с птицами, кормушка

Познавательное развитие, речевое развитие.

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ... (птицы)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

2.Основная часть:

Игра "Прилетели птицы"

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… Все вы молодцы!

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно “Кормушка”.)

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит ... (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (ворона)

Чик-чирик, чив-чив! (воробей)

Ча-ча-ча! (сорока)

Свири-свир! (свиристель)

Цок-цек, цок-цек! (клёст)

Рюм-рюм-рюм! (снегирь)

Синь-синь-синь! (синица)

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4. корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем.

Игра называется “Угадай-ка”. Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А что было сложного на занятии?

Ответы детей.

Рефлексия

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах

Домашнее задание изготовить с родителями кормушки.

Конспект занятия "Зимующие птицы в кормушке"

Цель:

Учить детей изображать птиц аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины.

Задачи:

Продолжать формировать умения разрезать квадрат по диагонали на 2 прямоугольника.

Продолжать формировать умения вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

Закреплять навыки рисования мелких частей тела: клюв, лапки.

Развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение и заботу о птицах.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Методика проведения занятия:

1.Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сядьте ровненько, спина прямая, ноги вместе. Скажите, а какое время года сейчас?
А какие птицы зимуют с нами? Как их называют одним словом? - Зимующие.

Назовите их. И почему они не улетают в теплые края, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)

А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему? (ответы)

А как люди и мы с вами можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть в холодную зиму (ответы)

2.Основная часть:
Вот и мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц в кормушке, и тоже будем их кормить зернышками. А каких будем делать птиц, отгадайте:

1. В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвиться, не орел, а все же птица.

(воробей)

2.Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют,
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут.

(снегирь)

3.Постучит в окошко птичка, ты кто? (синичка)
Чтоб не мерзла за окошком, я ей кину хлеба крошку.

Да, ребята, мы сегодня будем делать аппликацию зимующих птиц; снегиря, воробья, синицу.

А сейчас немножко отдохнем. Встали.
Физкультминутка:

Птички в гнездышках сидят и на улицу глядят,
Погулять они хотят и тихонечко летят.

А сейчас, ребята, пройдите за рабочие места.

Воспитатель выставляет 3 образа птиц, рассматривают.

У вас на подносах исходные формы: квадрат, прямоугольник и еще 1 квадрат. Что мы будем вырезать из квадрата? (голова)
Из прямоугольника? (Туловище)

Если у кого прямоугольник желтый- -это будет синичка, красный- -снегирь, коричневый – воробей.

Клюв, лапки, глаза – мы подрисовываем фломастером. Из полоски желтого цвета путем складывания гармошкой вырезаем кружочки - это корм для птиц, мы его просто высыпем в кормушку.

А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику "Дружба"

Практическая деятельность детей.

3.Заключительная часть:
В конце дети птичек ставят в свои кормушки и вешают на нарисованную березу.
Рассматривают птиц.

Воспитатель хвалит детей.

Памятка по кормлению птиц зимой.

Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

4.Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Приложение 4.

Приметы.

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

Экспериментирование.

1.Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Кто это?

Что есть у птицы?

Чем покрыты ее тело и крылья?

Зачем ей нужны перья?

На что перья похожи?

Что вы можете сказать о пере?

2.Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель : научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

Что это?

Кто их оставил?

Кто догадался?

Чьи это следы? А это?

Почему у воробья следы маленькие?

Почему тут следы кончились?



Дидактические игры.

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.

«Сосчитай птиц»

Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.

«Большой – маленький».

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.

«Один – много»

Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.

Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»

Цель - научить составлять описательный рассказ.

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

«Четвертый лишний»

Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.

Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

«Чье это?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

«Скажи наоборот»

Цель: закрепить знание детьми антонимов.

Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».

Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.

Подвижная игра «Совушка»

Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.

«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».

Воробышки и автомобиль .

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками,- это дом. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети - воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнезда» воробышки бегут в дом.

Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; находить свой домик, действовать по сигналу.

Птички в гнездышках.

С одной стороны площадки разложены обручи, сделанные из ивовых прутьев (или плоские из фанеры), по количеству детей. Каждый ребенок - птичка занимает гнездышко - обруч. По сигналу воспитателя «птички разлетаются» По другому сигналу летят на места (обруч).

Усложнение: разложить большие обручи, в которые встают по 3-4 детей,

Перелет птиц
На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.), - это деревья. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.

Синичка

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет выполнять роль синички-мамы. Остальные дети «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

Покинула мама-синичка гнездо.

Без мамы-синички пусто оно.

Синички-птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей,

В семейном гнезде будет всем веселей!

«Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет.

С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке.

По команде воспитателя «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч – «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы.

Загадка: К нам в окно зимой стучится

Желтогрудая ….. (синица)

Подвижная игра «Птички и кошка»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, совершенствовать бег в разных направлениях, развивать внимание, ловкость.

Ход игры:

Обозначается круг. В центре водящий, он изображает кошку. Остальные дети находятся за пределами круга – они птички. Кошка засыпает, а птички влетают в круг и клюют зёрнышки. Кошка просыпается, потягивается и начинает ловить птичек, стараясь кого – либо запятнать. Птички спешат вылететь из круга. Тот, кого кошка поймала остается в кругу. Он считается пойманным. Когда кошка поймает 2-3 птички, выбирается другой водящий.

Подвижная игра «Пчёлки и ласточки»

Цель игры: расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми, развитие ловкости, выносливости.

Ход игры:

Дети – пчёлы летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: « Ласточка встанет, пчёлку поймает ». С последними словами она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется .

Пчёлы летают по всей площадке.


Физкультминутка

«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
А теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».

Наблюдение за птицами зимой.

Цель:

Формировать представления о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

^ Ход наблюдения:

Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?

Наблюдение за синицей.

Цели:

Продолжать вызывать интерес к пернатым
- знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

^ Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.

Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Какую пользу синицы приносят?
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Наблюдение за зимующими птицами.

Цели:

Закреплять знания о зимующих птицах;
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.

^ Ход наблюдения:

Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?
- Чем они питаются?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
- Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Наблюдение за вороной

Цели:

Расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

^ Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)

Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?

Приметы:

Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

Наблюдение за снегирем.

Цели:

Формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- знакомит с характерными особенностями снегиря.

^ Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.

Наблюдение за голубями.

Цели:

Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

^ Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы

Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- Кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?

Наблюдение за синичкой.

Цели:

Формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них;
- учить узнавать их по внешнему виду.

^ Ход наблюдения:

Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?
- Как передвигается и чем питается?
- Где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
- Почему синичка осталась на зимовку?
- Как люди отмечают «Синичкин» день?

Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели.

Цели:

На примере сравнения снегиря и свиристели - изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
- воспитывать познавательный интерес к птицам и желание помогать им холодной зимой.

^ Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадки:

Грудка ярче, чем заря,
У кого? …. (у снегиря)

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки! (свиристели)

Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая)

Как выглядит свиристель? (оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)

Предложить детям сравнить снегиря и свиристель. Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины).

Чем отличается снегирь от свиристели? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок, разная окраска оперения)

Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)

Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился? (поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревом можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой).

Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири – птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели – веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).

Поэтическая страничка


На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
^ В. Звягина

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
^ С. Есенин

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
^ Н. Рубцов

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
В.Мирясова

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
^ А. Прокофьев

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
^ А. Чепуров

Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
^ А. Берлова

Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти –
Лучше ягод не найдешь

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
^ Александр Яшин


Загадки про птиц.

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)

Днем молчит,
Ночью кричит.
(филин, сова)

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится -
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится...
(синица).

Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь -
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера...
(снегирь).

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (сова)

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)

Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(дятел)

Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)

Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым...
(снегирем).

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)

Программное содержание:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
  2. Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
  3. Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
  4. Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
  5. Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
  6. Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Ход НОД

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.

  1. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
    Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

Сегодня мы будем говорить о птицах.

  1. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
  2. Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
  3. А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
  4. За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
  5. Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
  6. А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
  7. Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

Ребята у меня два обруча.

  1. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
  2. К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
  3. Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).

Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .

Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .

А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .

  1. Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
  2. Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).

И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .

И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Физкультминутка «Аист»

Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.

Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.

  1. Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
  2. Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
  3. Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).

Игра «Какая цапля?»

Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.

Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»

У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.

Воспитатель приглашает детей за стол.

Вдруг в лесу раздался стук.

Пальчиковая гимнастика

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей) .

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .

В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.

  1. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
  2. Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
  3. Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
  4. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Экологические группы класса птиц

Различают следующие экологические группы птиц : пловцы, нырцы, водно-воздушные и водно-болотные птицы, птицы леса, хищные птицы и открытых пространств, более подробно каждая группа описана в таблице ниже.

Экологическая группа

Особенности строе-ния тела, полет

Чем питаются, тип клюва

Представи-тели

Птицы-пловцы

Туловище широкое, вальковатое, широко расставленные конеч-ности с хорошо раз-витыми перепонками

Пища - черви, моллюски, рачки, насекомые, водо-росли.

Клюв-цедилка

Гуси, утки, лебеди

Птицы-нырцы

Тело уплощено с бо-ков, центр тяжести отнесен назад, крылья малы, полет тяжелый, неманевренный

Пища - рыба, придонные жи-вотные. Клюв-пила

Баклан, чом-га, зиморо-док, гагара, пингвин

Водно-воздушные птицы

Полет парящий или машущий, ноги без плавательных пере-понок, некоторые мо-гут нырять с разлета

Пища - рыба, на-секомые, мыши, ящерицы, лягуш-ки и т.д.

Чайки, крач-ки, альбат-рос

Водно-болотные птицы

Хорошо развиты длинные ноги, паль-цы без перепонок (это облегчает хождение по топким местам)

1) пища-лягушки, змеи, рыбы; клюв длинный, острый;

2) пища - мелкие беспозвоночные; клюв зондирующий (длинньгй и тонкий); пища - мелкие рачки; клюв-цедилка

1) цапли, журав-ли

3) фламинго

Птицы леса

Мелкие или средние размеры, крепкий клюв, не очень хоро-шо летают

Пища - насеко-мые

Пестрый дя-тел, черный дятел (жел-на), тетерев и др.

Хищные птицы

Крепкий загнутый клюв, острые когти, острое зрение, быстро летают (планируют, пикируют и т.д.)

Большинство пи-тается позвоноч-ными

Грифы, ор-лы, совы

Птицы открытых пространств

Длинные ноги и шея

Пища - насеко-мые

Журавли, дрофа, страусы

Значение птиц в природе и жизни человека

Населяя самые разные места обитания, птицы неразрывно связаны с жизнью биологических сообществ. Для птиц характерен интенсивный обмен веществ. Поддерживая его, они потребляют большое количество как растительных, так и животных кормов. Значение птиц для человека во многом определено их ролью в природе.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

В природе

Для человека

1. Ограничивают рост растений.

2. Содействуют опылению цветковых растений.

3. Способствуют распространению плодов и семян.

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т.д.)

5. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства

3. Птичий помет - ценное органическое удобрение

4. Эстетическое и научное значение

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Автор работы: Шестоперова Людмила Константиновна
Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
- способствовать обогащению активного словаря детей;
- развивать связанную диалогическую речь.
3. Социально-коммуникативное развитие: - воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
- развитие двигательной активности детей.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
Готовы? Да!
Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
Итак, послушайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочной взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
Воспитатель с помощью жестов показывает:
Бегут ручьи
День становиться длиннее, а ночь короче
Появляются первые насекомые
Появляются первоцветы (подснежники)
Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
- журавли и гуси летят клином;
- кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
- утки-нырки – пологими дугами;
- бакланы – клином.
Все виды перелета птиц проецируются на экран.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
Дети садятся.
Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
Ответы детей.
Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
На экран проецируются различные гнезда птиц.
Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
(На экране различные птицы.)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
(Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
Воспитатель: Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
Воспитатель: Дидактическая игра.
«Какая птица лишняя?"
- Сорока, синица, курица, аист;
- Сова, орел, сокол, цапля;
- Ворона, клест, соловей, воробей;
- Трясогузка, голубь, скворец, утка.
Воспитатель: Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
Воспитатель подводит итог занятия.