2 группа дается без отрыва от производства. Как оплатить обучение с частичным отрывом от работы. Документы для обучения и его оформление

В соответствии с частью 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации
работников, если это является условием выполнения работниками
определенных видов деятельности.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на
условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором,
соглашениями, трудовым договором (часть 2 статьи 196 ТК РФ).
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 5 статьи 196 ТК РФ).
Обязанность работодателя проводить повышение квалификации медицинских работников установлена Порядком совершенствования их профессиональных знаний, утвержденным приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 № 66н, в соответствии с пунктами 3 и 4 которого:
-совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков
осуществляется путем их обучения в образовательных и научных
организациях по дополнительным профессиональным образовательным
программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной
переподготовки, стажировки.
- повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
- повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ время
ежедневного (междусменного) отдыха, выходные и нерабочие праздничные дни
являются видами времени отдыха, а время отдыха – это время, в течение
которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое
он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ).
Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами
установленной для работника продолжительности рабочего времени является
сверхурочной (статья 99 ТК РФ).
Таким образом:
1) Повышение квалификации является Вашей трудовой (т.е.выполняемой в рабочее время) обязанностью и должно быть включено в условия заключенного с Вами трудового договора;
2) Условия и в порядок повышения квалификации (с
какой конкретно периодичностью, в каких случаях, для работников каких
специализаций повышение квалификации проводится в той или иной форме,
вопросы оплаты труда, условия частичного отрыва от работы и т.д.) должны быть установлены локальным актом лечебного учреждения (коллективным договором) но не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.
3) Проведение повышения квалификации в нерабочее время (время отдыха) является грубым нарушением трудового законодательства, работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха, а учебный процесс работодатель должен организовать в рабочее время. Во время профессионального обучения работник полностью или частично освобождается от работы.
4) Работодателю следует заключить с Вами дополнительное соглашение об изменении режима труда с переносом рабочего времени на время занятий, о направлении на повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением среднего заработка в порядке ст. 187 ТК РФ на время обучения. Остаток времени (вы работаете более чем на 1 ставку, как я предполагаю) можете
предусмотреть в почасовой отработке с соответствующей оплатой.
5) Привлечение Вас к повышению квалификации в нерабочее время является привлечением к сверхурочной работе, со всеми вытекающими последствиями.

Желаю удачи!

Начисление зарплаты во время повышения работником квалификации

В нем можно определить место обучения (где именно проводится обучение того или иного вида - у работодателя или в образовательных организациях), конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом от работы), минимальную численность сотрудников, подлежащих обучению в год, а также дополнительные гарантии работникам (помимо установленных трудовым законодательством) на период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (при наличии возможностей).Кроме разработки такого локального нормативного акта, рекомендуем составить план обучения работников.
Например, ВС Республики Татарстан в Апелляционном определении от 21.05.2015 по делу N 33-7283/2015 отказал работодателю во взыскании командировочных расходов на направление сотрудника на обучение в другую местность. Свою позицию он обосновал следующим: командировочные расходы непосредственно с ученичеством не связаны и с позиции трудового законодательства относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым работнику за счет средств работодателя, что вытекает из положений ст. ст. 164, 165 ТК РФ. Обязанность работодателя произвести оплату командировочных расходов работникам, направляемым для повышения квалификации, установлена императивными нормами - ст.
187 и ч. 5 ст. 196 ТК РФ. Обратите внимание! В соответствии со ст.
Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.Анализ содержания указанных норм Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что в данном случае нормы положения о персонале, действующего в организации, о необходимости проходить обучение в нерабочее время не должны распространяться на указанных в вопросе работников, а требования работодателя о прохождении обучения работников именно в таком порядке и на таких условиях, которые закреплены в этом документе, не являются правомерными.По нашему мнению, направление работника на обучение с отрывом от работы на указанных в вопросе условиях возможно только после получения письменного согласия последнего*(2).

ИнфоРаботодатель направляет сотрудников на обучение с отрывом от производства в той же местности, где находится работодатель. Обучение с отрывом от работы организовано по инициативе работодателя, обязанность работника данной категории проходить повышение квалификации законодательством Российской Федерации, трудовым договором или коллективным договором не предусмотрена. Соглашение об обучении с работником не заключалось.Организация повышения квалификации (один раз в три года) работника данной категории предусмотрена положением по работе с персоналом, действующим в организации, с которым работник ознакомлен под роспись.
Обучение планируется осуществлять в вечернее время (с 18.00 до 23.00), от исполнения трудовых обязанностей в рабочее время в дни обучения работник освобождается от работы (при этом рабочий день у сотрудников согласно условиям трудового договора установлен с 08.00 до 17.00).
ТК РФ говорится, что обучение работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяется коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Формы обучения работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.Отметим, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Данное требование относится, например:- к медицинским работникам (пп. 8 п. 1 ст.
В приказе об обучении с отрывом от работы зафиксированы время обучения, гарантии по сохранению среднего заработка на период обучения.Имеет ли право работник отказаться от прохождения такого обучения в связи с тем, что данный режим не совпадает с режимом его рабочего времени, установленным трудовым договором? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Работник вправе отказаться от обучения, проводимого в нерабочее время. Работник может быть направлен на обучение в порядке и на условиях, указанных в вопросе, только с его письменного согласия. Обоснование вывода:В соответствии с частью первой ст. 197 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Согласно ст.
Отметим, что время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Кроме этого, в период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ).Многие работодатели вместо ученического договора издают приказ о направлении на обучение. Данный приказ действительно пригодится - например, бухгалтерии для расчета стипендии, оплаты труда, хотя трудовое законодательство не обязывает издавать такой приказ.

Обучение без отрыва от производства

В данной статье подробно рассказывается про обучение без отрыва от производства, и все что об этом надо знать. Случаются ситуации, когда работнику необходимо получить образование, но отойти от работы на это время он никак не может. В таких ситуациях опытные руководители стараются взвесить все против и за и для начала решить есть ли на самом деле необходимость в получении образования. После того как решение будет принято работодателю необходимо будет найти методы обучить своего сотрудника без отрыва от производства.

Виды обучения

Существует два вида обучения:

  1. Производится в стороннем заведении;
  2. Обучение на рабочем месте, то есть, не отрывая работника от производства.

Обучение без отрыва от производства происходит в том случае, когда работник пользуется инструментами и оборудованием. Получается, что происходит сочетания учебы и работы одновременно.

Плюсы такого обучения

Вид обучения имеет множество существенных преимуществ по сравнению с другой формой обучения. К ним можно отнести:

  1. Низкую цену, так как обучение не требует отъезды куда-либо, все происходит прямо на рабочем месте;
  2. Высокая эффективность и результативность. Это связано с тем, что работа человека будет подразумевать выполнение тех же операций, что и во время учебы, что позволяет набраться опыта и с большей эффективностью выполнять работу;
  3. Не требует последующей адаптации. Во время обучения работник привыкает к коллективу и в последующем пропадает необходимость на дополнительное время для привыкания к атмосфере и новой обстановке.

Минусы такого обучения

Безусловно, у такого обучения будут и небольшие недостатки. Среди них выделяют:

  • Риск не получить должное качество обучения. Этот пункт возможен в том случае, если наставник сам не обладает всеми необходимыми качествами или не может уделить столько времени, сколько необходимо для должного обучения;
  • Маленькая заработная плата. Этот пункт будет присутствовать в случае сдельной оплаты. Поскольку норму выработать во время учебы не сможет ни ученик, ни его наставник;
  • Если выбор наставника был сделан неграмотно, то есть риск, что работника обучат неправильным методам, которые пользуется только наставник;
  • Наличие брака и перерасход сырья. Происходит в том случае, когда новый работник только учится производить продукцию и может ошибаться очень часто;
  • Поломка оборудования. В случае ненадлежащего объяснения работнику инструкции как им пользоваться;
  • Неудобство в атмосфере производства. Ученик, не привыкший к постоянному шуму или суете, будет испытывать неловкость в первые дни работы, что может сказать на возникновении стресса.

Однако стоит отметить, что некоторым навыкам возможно обучить только в среде производства. Это связано с большим значением в такой работе практики. Теоретические знания тоже важны, однако все познается исключительно на практике.

Документы для обучения и его оформление

Все, что связано с новым персоналом относится к отделу кадров. Обычно проблем эта процедура за собой не несет. Однако в случае если необходимо убрать цену за обучение из налоговой базы стоит немедленно обращаться в бухгалтерию. Бухгалтера помогут правильно организовать этот процесс.

Чтобы оформить данный вид обучения необходимо предоставить план, где будет указано количество и состав учеников, а также прописаны причины для их обучения.

После чего необходимо составить приказ, в котором будет отражено, что обучение будет происходить без отрыва от производства, и снова прописать причины для такой подготовки кадров.

В случае, когда наставником выступает не работник предприятия, а специалист из другого учреждения, то с ним необходимо заключить контракт на предоставление образовательных услуг.

Если в качестве наставника выберут одного из человек, который числится сотрудником в этой организации, то для него составляется дополнительное соглашение. Его прикрепляют к трудовому договору и прописывают в нем оплату обучения сотрудников.

Также необходимо составить ученические договоры, которые позволят осуществлять обучение, не отрываясь от производства. Такой договор содержит информацию, о том какая специальность или квалификационный разряд будут получены сотрудником, а также определяются обязанности обеих сторон. Среди обязательств, которые определяются договором, могу выступать следующие:

  1. Руководство обязуется предоставить работнику все необходимые условия для получения обучения;
  2. Работник обязуется пройти обучение полностью, со сдачей экзаменом, если обучение того требует;
  3. Также некоторые предприятия требует отработку установленного срока после прохождения обучения.

Также необходимо определиться с тем, с какого числа начнется учеба, и записать её в тот же договор. При необходимости выплачивать сотруднику зарплату или стипендию, она также указывается в договоре.

В этой статье вы узнали, про обучение без отрыва от производства. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Обучение без отрыва от работы

Повышение квалификации сотрудником является одним из видов ученичества (ч. 5 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

Если сотрудник проходит обучение без отрыва от работы, то учреждение обязано выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором за время работы (пропорционально отработанному времени) и стипендию, если это предусмотрено соглашением, за время учебы. Размер стипендии определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Стороны ученического договора

Организация может заключить два вида ученического договора – на переобучение специалиста и на профессиональное обучение.*

Договор на профессиональное обучение можно заключать как с сотрудниками, состоящими в штате организации, так и с гражданами, ищущими работу (соискателями). Договор на переобучение заключается только с сотрудниками организации.

Об этом говорится в статье 198 Трудового кодекса РФ.

Время обучения

В процессе обучения можно освободить сотрудника от работы. Однако допускается обучение и без отрыва от работы (ч. 1 ст. 198 ТК РФ).*

По общему правилу время обучения и работы в совокупности не должно превышать 40 часов в неделю (ст. 91, 203 ТК РФ). Однако из этого правила есть исключения. Например, время обучения и работы сотрудника не может превышать 35 часов, если:

 возраст сотрудника от 16 до 18 лет;

 обучающийся сотрудник является инвалидом I или II группы.

Если ученику еще не исполнилось 16 лет, то время его обучения и работы не может быть более 24 часов в неделю. Об этом сказано в части 1 статьи 92 Трудового кодекса РФ.

Порядок заключения договора

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор необходим, чтобы застраховать организацию от риска потратить средства впустую. Например, отучившись, соискатель откажется заключить трудовой договор или штатный сотрудник уволится без уважительных причин, не отработав обусловленного ученическим договором времени. В этих случаях ученик будет обязан компенсировать организации затраты (ст. 207 ТК РФ). Если же сотрудник после окончания обучения отработает срок, указанный в ученическом договоре, то возмещать затраты на обучение ему не придется.*

Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной профессии, специальности, квалификации, после истечения которого считается, что он всю стоимость обучения отработал.

Такой порядок предусмотрен в статье 199 Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества. Об этом сказано в статьях 200 и 204 Трудового кодекса РФ.*

Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признается и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59, 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667)».

«Оплата ученичества

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ. Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудового кодекса РФ.

В курс обучения могут входить практические занятия в организации. Эту работу нужно оплатить отдельно по установленным расценкам. Об этом сказано в части 2 статьи 204 Трудового кодекса РФ. Трудовой кодекс РФ не уточняет, в каком документе должны быть установлены эти расценки. Поэтому их можно прописать в ученическом договоре.

Если сотрудник учится без отрыва от работы, то за время обучения он получит стипендию, предусмотренную ученическим договором, а за время работы – зарплату, предусмотренную трудовым договором, пропорционально отработанному времени. Возможность совмещать обучение и работу на условиях неполного рабочего времени прямо предусмотрена в части 2 статьи 203 Трудового кодекса РФ».*

«Нужно ли оплачивать часы обучения как сверхурочную работу. Сотрудник проходит обучение по повышению квалификации по инициативе работодателя в вечернее время после работы

Нет, не нужно.

Повышение квалификации сотрудником является одним из видов ученичества (ч. 5 ст. 196, ч. 1 ст. 198 ТК РФ). С таким сотрудником работодатель вправе заключить ученический договор и выплачивать ему стипендию за время обучения.*

Сверхурочная работа – это работа за пределами установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Сотрудник, который повышает квалификацию в вечернее время после работы, непосредственно во время обучения трудовую функцию не исполняет. Таким образом, время обучения не является сверхурочной работой и оплате как сверхурочная работа не подлежит. Такой вывод следует из статей 20, 97, 99, 152, 198, 204 Трудового кодекса РФ».

«Пример заключения ученического договора на переобучение без отрыва от работы

Директор организации решил освоить новую область деятельности – оказание услуг по разработке ландшафтного дизайна. Чтобы не заниматься поиском нового специалиста и не тратить время на его адаптацию, он решил направить на переобучение уже работающего сотрудника – А.И. Иванова. С ним был заключен ученический договор на переобучение без отрыва от работы».*

Не каждый руководитель решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет делать его работу? Неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Новый взгляд на образование

Электронное, или дистанционное образование, или e-learning – обучение, осуществляемое с помощью электронных носителей – CD-ROM, видеоконференции, доступ к материалам через сети разного уровня и т. д. Такой метод получения знаний предполагает обязательный элемент интерактивности. Например: построение курса в зависимости от уровня подготовки слушателя, оценка приобретенных знаний после прохождения тренинга, возможность задавать вопросы при онлайн-сессии и т. д.

Определяющими критериями при выборе оптимального варианта дистанционного образования являются задачи и возможности компании. Предположим, фирма имеет разветвленную сеть удаленных офисов, желает одновременно или планово проводить обучение сотрудников, централизованно собирать статистические данные в ходе образовательного процесса и иметь возможность гибко управлять процессом обучения. В сложившейся ситуации без специализированной системы фирме не обойтись. Данный способ повышения уровня знаний сотрудников предусматривает затраты на приобретение и установку соответствующего IT-решения и требует подготовки администраторов в компании для работы с этой системой.

Фирма с меньшим числом сотрудников, осуществляющая эпизодическое, «точечное» обучение, может выбрать более простое решение. Например, купить диски с необходимым курсом и установить программу на персональный компьютер каждому сотруднику. Или другой вариант – предоставить возможность служащим получать образование через Интернет с серверов компаний, предлагающих электронное обучение. В этом случае руководство предприятия зачастую не может непосредственно контролировать ход обучения и управлять процессом, но сам контент будет донесен до слушателя.

Что касается содержания курсов, то они могут содержать аудио - и видеофрагменты, предварительные и финальные тестирования, элементы симуляции (например, фрагменты бизнес-игр). Подтверждением высокого качества курса обучения является официальное одобрение его известными компаниями (например, для IT это Microsoft, Oracle, IBM).

Аргументы «за»

Самое главное преимущество дистанционного обучения – слушатель может получать знания тогда, когда ему нужно, в том темпе, который ему больше подходит, и в том месте, где ему удобно. Это позволяет компании сэкономить на транспортировке учащихся и сократить временные издержки на их образование. При этом работник может получать знания маленькими порциями, когда у него есть для этого время и настроение. Таким образом, сотрудник обучается практически без отрыва от производства.

Другое преимущество дистанционного образования – его цена. Стоимость очных курсов чрезвычайно высокая. Не каждое предприятие имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги. Электронное обучение помогает решить данную проблему, поскольку оно всегда дешевле, чем услуги инструктора. Подсчитано, что компании, численность обучаемых в которых превышает 2 000 сотрудников, экономят на e-learning до 75 процентов стоимости курсов по сравнению с традиционным обучением.

Можно выделить еще один положительный момент дистанционного образования. Хороший электронный курс поможет «разжевать» материал через повторы и ссылки. А системы тестирования, встроенные в электронные курсы, интегрированные системы проверки усвоенного материала позволяют обрабатывать ответы учащихся в десятки, сотни раз быстрее, чем в случае с «классическими» контрольными работами, выполняемыми «на бумаге». Следовательно, обучающиеся получают «обратную связь» практически мгновенно после выполнения проверочного задания, а это лишь повышает эффективность усвоения новых знаний.

Кстати, на Западе отношение к дистанционному образованию самое положительное – считается, что именно таковым станет вся система образования в будущем. И «дистанционный» диплом котируется наравне с полученным очно или заочно.

Аргументы «против»

Самая весомая проблема заключается в том, что большинство россиян не имеют доступа к Интернету... У тех же, кто не испытывает подобных затруднений, есть другая сложность – повальное незавершение слушателями начатых ими дистанционных курсов. Как выяснили эксперты журнала «Консультант», больше половины сотрудников не заканчивают начатую программу. И подобные провалы происходят в различных условиях: с хорошей и плохой инфраструктурой, с высококачественным и низкосортным контентом, с большим и малым количеством слушателей, с большим и малым привлечением финансовых ресурсов. Возможно, причина в том, что работники изначально негативно относятся к дистанционному обучению. Они не привыкли воспринимать информацию с экрана монитора.

Известно, что определенные группы людей без проблем используют электронную форму получения знаний, например программисты. Есть также люди, которые предпочитают получать подробное изложение материала в устной форме и иметь возможность личного контакта с преподавателем. Именно они, как правило, выступают против образования посредством решений e-learning. Чтобы изменить подобное отношение к e-learning, «бунтовщикам» бывает достаточно пройти один-два высококачественных электронных курса, чтобы самим убедиться в том, что у дистанционного образования больше возможностей для «экстренного» восполнения дефицита знаний.

Факторы успеха

Можно выделить основные условия, определяющие успех e-learning проекта в целом.

Цель проекта должна быть очень хорошо определена и ориентироваться на бизнес-результаты. Например, вы хотите повысить продажи или увеличить экспорт, или для ведения международных контактов вам необходимо улучшить английский и т. д.

Далее, необходима постоянная оценка эффективности полученных знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями.

Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения, необходимо широкое вовлечение людей, которые будут помогать в обучении механизмам интерактивного взаимодействия.

Если организация собирается внедрять у себя e-learning, то такое важнейшее направление должно быть поручено прежде всего профессионалам в области образования, обучения, дидактики, которые владеют информационными технологиями на уровне, позволяющем им в корне по-новому осуществлять процесс подготовки сотрудников.

Организация направляет работников на курсы повышения квалификации с отрывом от работы с 8.30 до 14.00. График работы в обычное время - с 9.30 до 18.00. Работодатель утверждает, что работники должны будут трудиться до 19.00, чтобы отрабатывать хотя бы четыре часа в день (с 15.00 до 19.00). Таким образом, будет занято время с 8.30 до 19.00. Правомерно ли это? Как оформить направление на курсы?

Согласно п. 7 Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 , целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Порядок и периодичность прохождения работниками повышения квалификации устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ и п. 7 Положения).

Работодатель проводит повышение квалификации работников в самой организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования.

Повышение квалификации работников в образовательном учреждении проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (п. 41 Положения).

Основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на курсы (см. письмо Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88). Если работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно оформляются служебное задание и командировочное удостоверение (ст. 187 ТК РФ и п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»).

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением. На это указано в п. 7 Положения.

В табеле учета рабочего времени повышение квалификации с отрывом от работы условно обозначается буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07». На это указано в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Сотруднику установлен рабочий день с 9.00 до 17.30. Он приказом руководителя направлен на повешение квалификации без отрыва от работы. Обучение будет проходить с 18.00 до 21.00. Как оплачивать это время? Какой код ставить в табеле учета рабочего времени?

Отвечает Нина Максимова, эксперт
В данной ситуации при обучении если сотрудник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством. То есть, обучение в вечернее время должно быть учтено и оплачено как сверхурочная работа. В табеле эти часы отмечают кодом С. Расчет оплаты сверхурочных часов производится в общем порядке – формулы для расчета приведены в тексте подробного ответа.

Как заключить ученический договор


Как оплатить обучение сотрудника, если с ним заключен и трудовой, и ученический договор

Выплаты в такой ситуации зависят от того, как происходит обучение: с отрывом от работы или без.

С сотрудником дополнительно к трудовому договору можно заключить и ученический.

Если сотрудник учится с отрывом от работы, то за ним сохраняется средняя зарплата. А за период обучения положена стипендия. Ее размер определяют ученическим договором, и он не должен быть ниже федерального МРОТ . Выплачивать одновременно зарплату и стипендию нельзя. Поэтому оплатить обучение следует в размере средней зарплаты.

При этом если для обучения сотрудник едет в другую местность, то работодатель обязан оплатить также его командировочные. Соответственно, когда сотрудник работает и учится в одной местности – командировочные не выплачивайте.

Если сотрудник учится без отрыва от работы, то за время обучения он получит стипендию, предусмотренную ученическим договором, а за время работы – зарплату, предусмотренную трудовым договором, пропорционально отработанному времени. Возможность совмещать обучение и работу на условиях неполного рабочего времени прямо предусмотрена в части 2 статьи 203 Трудового кодекса РФ.

Такие правила предусмотрены статьями , и Трудового кодекса РФ.

Из статьи Журнала «Зарплата», № 10, октябрь 2010 Повышение квалификации сотрудников

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно пункту 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;*
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно статье 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Размер доплаты

В законодательстве предусмотрен минимальный размер доплат за сверхурочную работу . Первые два часа работы нужно оплачивать не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном (). Минимальный размер доплаты определяйте исходя из тарифной ставки (сдельной расценки) без учета премий и компенсаций. То есть применяйте правила, аналогичные тем, что предусмотрены в Трудового кодекса РФ (письмо Минздрава России от 2 июля 2014 г. № 16-4/2059436).

В коллективном или трудовых договорах с сотрудниками можно установить любые доплаты. Главное, чтобы они не были меньше минимальных компенсаций (в полуторном размере за первые два часа работы и в двойном – за последующие). Об этом сказано в Трудового кодекса РФ.

Учет сверхурочной работы

Количество часов, отработанных сотрудником сверхурочно, определяйте по табелю учета рабочего времени.

Расчет доплат при повременной оплате

При повременной системе оплаты труда доплату за сверхурочную работу рассчитывайте по следующим формулам.

Если сотруднику установлена часовая ставка:

Если сотруднику установлена дневная ставка:

Если сотруднику установлен месячный оклад:

Из книги: Оплата сверхурочной работы

Учет внеплановой работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня (смены)

Работодатель ведет в течение месяца ежедневный учет времени, отработанного и не отработанного работником, в табеле учета рабочего времени.

Компания может использовать унифицированную форму табеля учета рабочего времени, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (формы № Т-12 и Т-13), или разработать собственный вариант.

Если выбор сделан в пользу унифицированной формы, сверхурочную работу за пределами продолжительности рабочей смены в табеле отражают буквенным кодом «С» или цифровым кодом 04. Эти условные обозначения проставляют в верхней строке, а в нижней указывают количество часов работы, соответствующей условному коду.