Деятельность способ существования людей по боголюбову презентация. Презентация по обществознанию "Деятельность как способ существования людей" (10 класс). Структура деятельности и ее мотивация
План урока
1.Деятельность человека: основные характеристики
2.Структура деятельности и ее мотивация
3.Многообразие деятельности
4.Сознание и деятельность
Словарь
- Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Словарь
- Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни.
Потребности -нужда
А. Маслоу
Американский
психолог
Почему А.Маслоу назвал человека «желающее существо»?
- Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
- Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Многообразие деятельности
Основание для классификации
Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру
Примеры
1.Практическая
2.Духовная
Труд
Искусство
Словарь
Сознание - высшая свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности;
Совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Особенности формирования сознания
Изготовление орудий труда связано:
- с мысленным расчленением целого на части (анализ),
- с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета,
- с мысленным объединением (синтез), выделенных свойств в представляемые целостные орудия.
1.Употребление (изготовление орудий труда) и общественный труд.
2.Общение с помощью слова
функции, форма,
свойства материала
Игра
Мотив
Познание
Познание окружающего мира
Субъект
Труд
Приобретение знаний
Объект
Получение практического результата
Цель
Средства
Действия
Результат
Домашнее задание
- Параграф 5.
Антонина Сергеевна Матвиенко
Слайд 2
Цель:
конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром
Слайд 3
План:
- Потребности и интересы
- Многообразие видов деятельности
- Творческая деятельность
Слайд 4
Сравните два определения:
«Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя».
«Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Слайд 5
Деятельность
- Развитие общества -результат деятельности человека
- Деятельность – это проявление активности.
- Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности
Поведение животных
Что отличает?
Поведение человека
- Инстинкт - приспособление
- Разумная деятельность – преобразование.
Деятельность сообразуется с целью
Слайд 6
Сущность и структура деятельности
Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность
Объект - это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Слайд 7
Цель Средства достижения Результат
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии
Результат – это итог, продукт деятельности
Деятельность состоит из действий
- Хорошо
- Плохо
- Хорошо
- Плохо
Слайд 8
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?
Прочитайте притчу:
«Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»
О чем притча?
Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло
Слайд 9
Что движет человеческой деятельностью?
- Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
- Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности,Идеальные потребности)
- Убеждения Интересы
Слайд 10
К каким группам потребностей относятся данные высказывания?
- Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».
- Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».
- Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
Слайд 11
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
- Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей
- Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
Деятельность-способ существования людей
Выполнила Ризатдинова Ризида Ибрагимовна, учитель истории и обществознания
МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска
- Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.
- Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.
- Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
- Объектом называют пассивную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
- Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
- Необходимо отличать деятельность от активности - два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека , в то время как активность - черта представителей животного мира .
- Субъекты, объекты.
- Мотив деятельности, т.е. причины, побуждаемые человека совершать действия.
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности.
- Средства - т.е. методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат.
Черты деятельности
- Черты деятельности:
Сознательность (цели)
Продуктивность (получение результата)
Носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)
Носит общественный характер (отношения с другими людьми)
Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.
- Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
- По субъекту : индивидуальная – коллективная По характеру : репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам : моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом : прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По особенностям проявления человеческой активности : внешняя – внутренняя
Формы деятельности
1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
3. Учение (познание нового)
4. Общение (обмен идеями, эмоциями)
- – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
- Характерные черты труда как вида деятельности:
- Целесообразность (необходимость)
- Наличие целей
- Наличие знаний, умений.
- Полезность
- Развитие личности
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
- Физический – труд, в ходе которого есть нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
- Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- - это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
- Характерные черты игры как вида деятельности:
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для игры
- Использование предметов, замещающих реальные
- Своеобразные цели (формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- - вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
- Виды учения
- Организованное (осуществляется в учебных учреждениях)
- Неорганизованное (побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
- Творчество - это любая деятельность человека, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности - уникальность её результата.
- Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения
- Фантазия
- Интуиция - знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.
Общение
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
- В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение - это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
- Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений. Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным . Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.
- Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.