Деятельность способ существования людей по боголюбову презентация. Презентация по обществознанию "Деятельность как способ существования людей" (10 класс). Структура деятельности и ее мотивация


План урока

1.Деятельность человека: основные характеристики

2.Структура деятельности и ее мотивация

3.Многообразие деятельности

4.Сознание и деятельность


Словарь

  • Деятельность специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.




Словарь

  • Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни.




Потребности -нужда

А. Маслоу

Американский

психолог

Почему А.Маслоу назвал человека «желающее существо»?





  • Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
  • Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.


Многообразие деятельности

Основание для классификации

Виды деятельности

Отношение человека к окружающему миру

Примеры

1.Практическая

2.Духовная

Труд

Искусство


Словарь

Сознание - высшая свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности;

Совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.



Особенности формирования сознания

Изготовление орудий труда связано:

  • с мысленным расчленением целого на части (анализ),
  • с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета,
  • с мысленным объединением (синтез), выделенных свойств в представляемые целостные орудия.

1.Употребление (изготовление орудий труда) и общественный труд.

2.Общение с помощью слова

функции, форма,

свойства материала



Игра

Мотив

Познание

Познание окружающего мира

Субъект

Труд

Приобретение знаний

Объект

Получение практического результата

Цель

Средства

Действия

Результат


Домашнее задание

  • Параграф 5.

Антонина Сергеевна Матвиенко

Слайд 2

Цель:

конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром

Слайд 3

План:

  • Потребности и интересы
  • Многообразие видов деятельности
  • Творческая деятельность
  • Слайд 4

    Сравните два определения:

    «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя».

    «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Слайд 5

    Деятельность

    • Развитие общества -результат деятельности человека
    • Деятельность – это проявление активности.
    • Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности

    Поведение животных

    Что отличает?

    Поведение человека

    • Инстинкт - приспособление
    • Разумная деятельность – преобразование.

    Деятельность сообразуется с целью

    Слайд 6

    Сущность и структура деятельности

    Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность

    Объект - это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.

    Слайд 7

    Цель Средства достижения Результат

    Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

    Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии

    Результат – это итог, продукт деятельности

    Деятельность состоит из действий

    • Хорошо
    • Плохо
    • Хорошо
    • Плохо
  • Слайд 8

    ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

    Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего?

    Прочитайте притчу:

    «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

    О чем притча?

    Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

  • Слайд 9

    Что движет человеческой деятельностью?

    • Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
    • Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности,Идеальные потребности)
    • Убеждения Интересы
  • Слайд 10

    К каким группам потребностей относятся данные высказывания?

    • Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию».
    • Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное».
    • Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
  • Слайд 11

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
    • Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей
    • Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
  • Деятельность-способ существования людей

    Выполнила Ризатдинова Ризида Ибрагимовна, учитель истории и обществознания

    МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска


    • Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.

    • Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.
    • Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
    • Объектом называют пассивную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

    • Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
    • Необходимо отличать деятельность от активности - два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека , в то время как активность - черта представителей животного мира .

    • Субъекты, объекты.
    • Мотив деятельности, т.е. причины, побуждаемые человека совершать действия.
    • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности.
    • Средства - т.е. методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
    • Процесс деятельности – действия, направленные на достижение результата.
    • Итог деятельности – результат.

    Черты деятельности

    • Черты деятельности:

    Сознательность (цели)

    Продуктивность (получение результата)

    Носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)

    Носит общественный характер (отношения с другими людьми)

    Это именно те особенности, которые от­личают человеческую деятельность от поведения живот­ных.


    • Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
    • По субъекту : индивидуальная – коллективная По характеру : репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам : моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом : прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По особенностям проявления человеческой активности : внешняя – внутренняя

    Формы деятельности

    1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

    2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

    3. Учение (познание нового)

    4. Общение (обмен идеями, эмоциями)


    • – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
    • Характерные черты труда как вида деятельности:
    • Целесообразность (необходимость)
    • Наличие целей
    • Наличие знаний, умений.
    • Полезность
    • Развитие личности
    • Нацеленность на результат и получение его.
    • Преобразование мира, общества и самого человека.

    • Физический – труд, в ходе которого есть нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
    • Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
    • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
    • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

    • - это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
    • Характерные черты игры как вида деятельности:
    • Условная ситуация
    • Наличие определённых правил для игры
    • Использование предметов, замещающих реальные
    • Своеобразные цели (формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
    • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

    • - вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
    • Виды учения
    • Организованное (осуществляется в учебных учреждениях)
    • Неорганизованное (побочный результат основного вида деятельности)
    • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

    • Творчество - это любая деятельность человека, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности - уникальность её результата.
    • Механизм творческой деятельности:
    • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
    • Наличие воображения
    • Фантазия
    • Интуиция - знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.

    Общение

    Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

    • В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение - это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

    • Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений. Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным . Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.

    • Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.