Жостовская роспись. Русский народный промысел росписи металлических подносов. Жостовские подносы – традиции и современность Жостовская роспись легкая

Жостовская роспись – давняя русская традиция, появившаяся еще в первой четверти XIX века на территории подмосковной деревушки Жостово, по имени которой промысел и получил свое название. Поначалу в мастерских, открывшихся в нескольких соседних деревнях, расписывали исключительно вещицы из папье-маше. И лишь почти через сто лет, в 1922 году, Новосельцовская трудовая артель начала выпуск металлических лакированных подносов, и художники начали расписывать новую для себя продукцию.






Жостовская роспись в наше время
Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические кованые подносы, которые можно посмотреть по ссылке http://imatreshki.ru/magazin/folder/zhostovskie-podnosy и использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол, так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции, в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно-красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму:

Круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов;
-прямоугольную;
-восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора;
-комбинированную и другие.

На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу.

Где использовать подносы с жостовской росписью
Основной мотив росписи, как уже говорилось выше, – достаточно простой букет цветов. Но в целом жостовские изделия весьма разнообразны по тематике. Это причудливое переплетение листьев и ветвей, ягоды и фрукты, птицы посреди цветов, простые и сложные орнаменты и даже использование элементов хохломской и гжельской росписи.

Удивительные по красоте подносы с росписью используются в быту очень широко. Самое первое, что может прийти в голову оформителю, – использование этих сувениров для декорирования помещения. Красочный поднос может стать центральным элементом интерьера, смысловым и цветовым акцентом, способным буквально преобразить помещение.

Другое применение – элитная сервировка стола на важный семейный праздник. Поднос с росписью как нельзя лучше подчеркнет значимость момента, а заодно станет свидетельством безукоризненного вкуса хозяев.

Приобрети подносы с жостовской росписью несложно. Достаточно только посетить сайт компании «Ай, Матрешки», выбрать в каталоге изделие и оформить заказ. Понравившийся поднос очень скоро появится в вашем доме.

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Что везут иностранные туристы из России? Какие сувениры предпочитают? Среди традиционных предметов русских народных промыслов это и произведения жосковских мастеров- росписные металлические подносы. Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

История возникновения росписи металлических подносов.

Роспись металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.». В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» с центорм в деревне Жостово.

1920 — 1930 — е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками — профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 — е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Особенности производства и росписи жостовских подносов

Основной особенностью жостковской рописи это цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Другая особенность производства жостовских подносов- применение тонкой кровельной стали: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.

Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Во всех уголках мира, во всех сувенирных лавках и магазинчиках, где выставляются предметы русского народного творчества всегда найдется место жостовской росписи. Произведению русского народного промысла росписи металлических подносов. Его яркий, красочный вид расскажет иностранцу, что Россия это не серая и унылая страна, а у наших соотечественников вызовет гордость за свою Родину.


Пожалуй, каждый хоть раз видел железные подносы с яркой росписью на черном фоне. А у многих такой хранится дома. Яркие, блестящие композиции, поражающие своим разноцветьем, являются визитной карточкой мастеров деревни Жостово. Несмотря на то, что этот народный промысел получил свое развитие только два века назад, он имеет любопытную историю своего развития.



Принято считать, что ремесло росписи металлических подносов зародилось в первой четверти XIX века в нескольких деревнях Троицкой волости (сегодня Мытищи, Московской области). Бывшие крепостные братья Вишняковы, сумевшие выкупить себе вольную, поселились в деревне Жостово и открыли мастерскую, в которой занимались росписью лаком изделий из папье-маше – шкатулок, портсигаров, сухарниц. К 1830 году они отказались от папье-маше в пользу металлических подносов.


Промысел начал приносить неплохой доход, поэтому мастера из близлежащих деревень занялись тем же ремеслом. Близость к столице позволяла наладить рынок сбыта без посредников, да и материалы для работы можно было закупать по доступным ценам.




После революции спрос на жостовскую продукцию немного упал, отчего художники из Троицкого, Новосильцева, Жостова объединились в артель «Металлоподнос». Годы войны были катастрофическими для ремесленников. Чтобы как-то выжить, они стали выпускать детские расписные игрушки, спрос на которые был гораздо выше, чем на подносы.


Все изменилось во время правления Никиты Хрущева. По приказу генсека в 1960 году «артель Металлоподнос» претерпела реорганизацию и была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи». «Оттепель» позволила мастерам посылать свои изделия на международные выставки, появлялись заказы из-за рубежа, постепенно фабрика выходила из кризиса.

Жостовская ручная роспись - подносы. | Немного истории.


Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале,
где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил,
Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века
подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове,
Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.




В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".




В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.



Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.



Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.



Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.



Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, сте___ми и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.


За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных - «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила - поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса - шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся - по прежнему - ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап - нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы - круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками - все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой - от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть - это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи - «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других - совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру - орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.