Презентация на тему археология. Главное занятие археологов – раскопки. Могильник Шиликты VIII - VII век до н.э
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Кто такие археологи?
Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но, конечно, кто-то смелый, Их раскрыть всегда готов. Чей этот меч, а чей этот клык? Кто ответить сможет вмиг? Ни биолог, ни зоолог, А, конечно, археолог! Для истории открытья, Они ищут далеко. Удивляют нас находкой, Что в земле лежит давно. По крупицам всю эпоху, Создадут они легко. Наших предков клад находят, И дарят нам они его.
Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.
Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми
Другие оказались на пути извергающегося вулкана
Или были смыты во время наводнений
Прежде чем приступить к раскопкам археологи внимательно рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения. Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит углубления в земле, необычные холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды, торчащие из-под земли.
Труд археолога очень труден и кропотлив. Сначала с помощью лопатки раскапывают слои земли,
А потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так как предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана
Но иногда археологи находят только осколки предметов. И тогда им приходиться собирать их по частям.
Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какая посуда была у древних людей
Какие были орудия труда и оружие у охотников
Как женщины носили украшения.
Как выглядели старинные города
Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают нас.
А мы с вами можем все эти найденные вещи и предметы увидеть в музеях археологических раскопок
Подготовила воспитатель: г.Бологое Тверская область МБДОУ №4 «Светлячок» Тимошкина Наталья Ивановна
1. Археология и ее место в системе наук.
2. Археологические источники (памятники). Типы
археологических памятников.
3. Культурный слой. Археологическая культура и
культурно-историческая общность.
4. Археологическая периодизация и хронология.
5. Основные этапы работы археолога.
6. Основные методы полевых и лабораторных
исследований.
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.
Археология. Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М., 2006,
2013.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
Мартынов А.И. Археология. М., 2014, 2016.Археология – отдел
истории, изучающий
возникновение и развитие человека и человеческого
общества, законы и закономерности этого развития
преимущественно по вещественным источникам и с
помощью только ей присущих научно-обоснованных
методов.Соотношение археологических и
письменных источников в
реконструкции исторического
процесса
Цель археологии – на основании археологических
источников реконструировать исторический процесс.Археологические памятники – это
остатки деятельности людей в ту или
иную археологическую эпоху.
1. Поселение – место жизни людей в прошлом.
- Стоянка – недолговременное поселение. Стоянки
часто связаны с местами добычи и обработки камня,
руды, кратковременных поселений скотоводов.
- Городище – поселение, окруженное валами, рвами,
содержащее остатки укреплений (частокол). Они
появились в эпоху бронзы и характерны для
последующих эпох.
- Селище – неукрепленное поселение.
- Древние городаТипы археологических памятников
2. Погребение и погребальное сооружение
- Грунтовая могила – погребение в яме, без насыпи
сверху; скопление могил – могильник.
- Курган – над погребением, будь оно в яме или без
нее, сооружена земляная или каменная насыпь;
скопление курганов – курганная группа.
- Гробница – погребение совершено в помещении
внутри сооружения и к нему ведет коридор-дромос
(пирамида, склеп, мавзолей).
Обряды погребений:
- трупоположение (ингумация)
- трупосожжение (кремация)
Кенотаф – своеобразное «погребение»
останков умершего, т. е. пустая могила.
безТипы археологических памятников
3. Мегалитические сооружения
- Дольмен – ящик из крупных каменных блоков, сверху
покрытый каменной плитой.
- Менгир – большая каменная стела.
- Кромлех – круглое сооружение из больших камней.Типы археологических памятников
4. Памятники наскального искусства
5. Памятники хозяйственной деятельности
6. Пещерные памятники
7. Архитектурно-археологические памятники
8. Каменные изваянияТипы археологических памятников
9. Клады
10. Эпиграфические памятники
11. Памятники подводной археологии
12. Ратные поля1
2
3
41
2
32
1
3
4
5К археологическим источникам относятся
не только памятники, но и артефакты, которые
можно отнести к группам:
1. орудия труда;
2. предметы быта;
3. вооружение;
4. украшения2
1
3
4
5Культурный слой – исторически сложившаяся
система напластований, образовавшаяся в результате
жизни и деятельности человека.Археологическая
культура
–
общность
археологических памятников и предметов, относящихся
к одному времени, распространенных на конкретной
территории.
Культурно-историческая
общность
–
многокомпонентные
культурные
образования
со
сходными закономерностями развития материальной
культуры, которые совпадают с границами природногеографических зон.Периодизация – деление истории человечества на
большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи.
Эпоха
КАМНЯ
Период
Палеолит
Ранний
(нижний)
Время
Олдувай
Ашель (ранний,
поздний)
Мустье
Поздний
(верхний)
3 млн – 800 т. л. н.
800 тыс. лет – 120 т. л. н.
120(100) – 40 т. л. н.
40 – 12(10) т. л. н.
Мезолит
12(10) – 7 т. л. н.
Неолит
7 – 4 тыс. до н. э.
БРОНЗЫ Энеолит
3 – нач. 2 тыс. до н. э.
Бронза
2 – нач. 1 тыс. до н. э.
ЖЕЛЕЗА
VIII в. до н. э. – IV в. н. э.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ
V – XVII в.Хронология – наука о времени.
- Относительная – установление одновременности
или
последовательности
событий,
явлений,
памятников, предметов.
- Абсолютная – установление конкретных дат
применительно к нашему летоисчислению.Самовольные раскопки преследуются по закону!!!Основные этапы работы археолога:
1. Полевой – включает в себя археологические
разведки и археологические раскопки открытых
памятников.
- Выполнила:
- Пашина Алина,
- ученица 6-б класса ГБОУ СОШ№ 3
- г.о. Чапаевск Самарской области
- Руководитель: Лютова О.А.,
- Учитель изобразительного искусства
- Археология - это отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. К археологии относятся остатки древних поселений, стоянки, селища, города, следы хозяйств, могильники, культовые объекты, клады, находки древних вещей.
- Археолог – это учёный, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам.
- Вещественные источники – это орудия производства и созданные с их помощью: постройки, оружие, украшения, посуда. . . Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга – и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента. Конечно, в большинстве случаев археологи орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой.
- Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в разных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы. Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как и индивидуальной, так и в команде.
- Профессия археолога была популярна еще в Древнем Риме и Греции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железных веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. Археология как наука сформировалась только в начале 20 века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.
- Археологический музей в Стамбуле - один из крупнейших в Европе. Основан в 1846 году. Расположен на склоне одного из семи холмов Стамбула, близ дворца Топкапы, Святой Ирины церкви и Святой Софии храма.
- Вещественные письменные
- Вещественные источники – это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады (монеты), одежда, избы (усадьбы). . .
- В центре Самары проводятся грандиозные археологические раскопки. Уникальный исторический объект - крепость начала XVIII века - залегал под культурным слоем жизнедеятельности горожан последних полутора столетий. Раскопки вели несколько лет, ученым удалось раскопать фрагменты земляной крепости, построенной в петровскую эпоху и сооружения, находящиеся на ее территории. Сейчас на месте ведут расчистку сохранившихся деревянных конструкций XVIII - XIX вв. Сооружения подвергнут консервации, что позволит сохранить их как ценный памятник культурного наследия старинной Самары,.
- Признанный лидер - Московский археологический институт, он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России.
- Московский Педагогический Государственный Университет. Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Исторический факультет Академии является одним из старейших в вузе. На протяжении истории вуза подразделение являлось основой историко-экономического, историко-филологического и историко-английского факультетов. В 1987 году на историческом факультете открывается кафедра археологии под руководством И.Б.Васильева.
- С 1990 года музей археологии Поволжья функционирует как полноценное учебное подразделение Вуза. С этого времени музей разворачивает свои экспозиции и начинает полноценный прием посетителей.
- Под землей хранятся тайны,
- Всех эпох и всех веков.
- Но, конечно, кто-то смелый,
- Их раскрыть всегда готов.
- Чей этот меч, а чей этот клык?
- Кто ответить сможет вмиг?
- Ни биолог, ни зоолог,
- А, конечно, археолог!
- Для истории открытья,
- Они ищут далеко.
- Удивляют нас находкой,
- По крупицам всю эпоху,
- Создадут они легко.
- Наших предков клад находят,
- И дарят нам они его.
- 1. Большая Российская Энциклопедия.В 30 т. Т.2.- с. 315-325
- 2. Журнал Детская энциклопедия. Наука археология
- 3. http:// kayrosblog.ru/
- 4. http://journaluga.ru/
- 5. http://liveinternet.ru/
- 6. http://pgsga.ru
- 7. http:// myshared/
Cлайд 1
Cлайд 2
Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. «Архайос»-древний, «логос»-наука. Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.Cлайд 3
Совок-инструмент археолога. Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскавато-рами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?Cлайд 4
Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый Культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.Cлайд 5
Древние орудия труда. Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.Cлайд 6
Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей счи-тается обнаружение наскальных рисунков и надписей. Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоп-лению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.Cлайд 7
В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.Cлайд 8
Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.Cлайд 9
Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого. На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.
Археология – наука о древности. Греческое слово «архео» означает «древний», а «логос» - слово, наука. Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности, по сохранившимся вещественным памятникам (вещественным, письменным и изобразительным историческим источникам)
Главное занятие археологов – раскопки Археологи делают раскопки (это очень тяжелая работа), терпеливо снимая землю слой за слоем. Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления (датировать его). Раскопки позволяют извлечь из под земли орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. К какому виду исторических источников относится перечисленное?
Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э. Определите, сколько веков и лет они пролежали в земле.
Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники? Правильно! В архивах и библиотеках.
Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.
Вопросы для самопроверки: 1. Что в переводе с греческого означает слово «археология»? 2. Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? 3. Археология – что это? 4. Чем занимаются археологи? 5. Где изучаются археологические материалы? 6. Куда передаются изученные предметы древности?