Скачать презентация на тему замки. Презентация на тему "средневековые замки". Появление замков в Европе

Приглашение в рыцарский замок… Урок-путешествие по курсу истории средних веков 6 класс Цели и задачи урока Ознакомить учеников с условиями жизни и быта рыцарей; подвести к пониманию того, как феодалы- рыцари поддерживали свое господство над крестьянами и какие у них были моральные нормы. Краткая аннотация урока Урок проводится в форме виртуального путешествия, во время которого мы побываем в замке рыцаря. Ознакомимся с основными сооружениями замка, устройством подъемного моста, внутреннем убранством помещений и хозяйственными постройками. Посетим центр замка- башню Донжон. Где размещались замки? Замок старались построить в самом непреступном местена вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен. Замок Дом феодала Хоз. постройки Жилые помещения Донжон Убежище феодала Укрытие семьи феодала во время осады Мощные стены Глубокий ров с водой Конюшни Залы Запасы продовольствия Подъемный мост Кладовая Мастерские Кухня Спальни Женская комната Помещения для прислуги В подвале тюрьма и колодец Подземный ход за пределы замка Железные решетки «Портикулы» «Если бы одна моя нога стояла в раю, а другая - в замке, я переставил бы первую, чтобы пойти сражаться»,- таким было отношение к жизни и смерти средневекового рыцаря. Что же такое было в замке, чтобы ради возвращения в него можно было отказаться от рая? Воротные Воротная башни башня Угловая башня Подъемный мост Стена замка Подъемный мост и ворота замка К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен. 1.Подъемный мост 2.Противовесы на подъемнике ворот 3.Ворота замка Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Башня донжон Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon). Донжон в замке Венсенн. Пятиугольная башня замка Лаэнк. От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка. Основные выводы Замки служили опорой независимости феодала; В замках делали остановки путешествующие короли и знатные люди; В замках выступали странствующие трубадуры, жонглеры и менестрели; В замке сеньор творил суд и расправу над крепостными крестьянами; В замке удерживались знатные пленники, в ожидании выкупа за их жизнь; Замок являл собой прекрасный образец средневековой архитектуры. Вопросы?

Слайд 2

Рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков

1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.
2.Рассмотреть различные оборонительные сооружения
крепости с точки зрения их целевого назначения.
3.Построить модель средневековой крепости.(Воссоздать модель средневековой крепости с помощью конструктора.)

Слайд 3

План.

1. Вступление.
2. Появление замков в Европе.
3. Оборона замков.
4. Завоевание замков.
5. Модель средневекового замка.
6. Вывод.
7. Литература.

Слайд 4

Появление замков в Европе

Начиная с IX века, местные вожди начали строить укрепления в виде замков. Первые замки имели простую конструкцию и дизайн, но позднее они эволюционировали в мощные и красивые каменные строения. Поводом для постройки замков была защита территории от варваров, но истинной причиной было закрепление своего контроля над подвластной территорией. Это было возможно благодаря тому, что в Европе в то время не было единой стратегии обороны и не существовало ни одной сильной централизованной власти. Примером застройки Европы замками является французская провинция Пойто. Там было лишь три замка до начала рейдов Викингов в IX веке и 39 замков в XI веке. Подобные процессы происходили по всей Европе. Замки можно было построить очень быстро. До появления п ушек защитники замков обладали огромным преимуществом над теми, кто штурмовал замки. Но широкое распространение замков и создание огромных армий для их обороны не привело к перемириям между воинствующими сторонами, а наоборот еще сильнее распалило войны.

Слайд 5

Оборона замков

Основным принципом обороны замков было увеличение потерь атаковавшего врага при одновременном уменьшении отрицательных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго. Крепкая защита позволяла защитникам замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за нехватки продовольствия, болезней или потерь.

Крепость: Крепость это маленький замок, часто входящий в большой замковый комплекс. Это сильно укрепленное здание, которое часто служило резиденцией владельца замка. В случае взятия врагом внешних стен замка, защитники могли отступить в крепость и продолжить обороняться. Многие замки разрастались из крепостей, которые были начальными укрепленными пунктами. Со временем замки расширялись и старые внешние стены замков становились внешней обороной крепости.

Слайд 6

Защитники

В мирное время для охраны замка нужно было совсем немного воинов. На ночь мосты поднимали, а опускаемые решетки опускали, таким образом блокируя замок. В случае угрозы или штурма, к защите замка привлекалась гораздо более большая армия. Меткие лучники или арбалетчики могли обстрелами помешать врагу штурмовать замок или подготовиться к штурму. Также нужно было много людей для сбрасывания со стен камней и выливания на атаковавших горячих жидкостей. Немалое количество работников нужно было для починки поврежденных штурмом стен и тушения возгораний, вызванных огненными стрелами. Агрессивные защитники при случае совершали вылазку из замка и атаковали осадную армию. Эти молниеносные рейды позволяли оборонявшимся сжигать лестницы и леса осаждавших, снижая их боевой дух. В случае опасности, местные крестьяне принимались за защиту стен. Не обладая достаточными навыками владения мечем, копьем или луком, они могли выполнять много другой важной работы.

Слайд 7

Замки

  • Слайд 8

    Донжон

    Главная башня замка, окруженная стенами с бойницами.

    Слайд 9

    Барбакан

    У мощных замков были внешние и внутренние ворота. Между ними было открытое пространство под названием Барбакан. Оно было окружено стенами и становилось ловушкой для врага, которому удавалось разрушить внешние ворота. Попав в Барбакан, враг становился очень уязвимым и мог либо отступать через внешние ворота, либо штурмовать внутренние. Защитники в это время щедро поливали нападавших смолой или кипящим маслом, забрасывали камнями и копьями.

    Слайд 10

    Бойницы

    Стены и башни были приспособлены, чтобы обеспечить максимальную защиту оборонявшимся. Платформа за верхней частью стены позволяла оборонявшимся стоять и сражаться. В верхней части стен были проделаны бойницы, чтобы защитники могли стрелять или сражаться, находясь под частичным прикрытием. У бойниц могли быть деревянные ставни для еще большей защиты. В верхней части стен часто строили зубцы с тонкими щелями, из-за которых лучники могли стрелять практически не подвергаясь риску. Во время штурма закрытые деревянные платформы расширялись от вершин стен и башен. С них защитники могли стрелять прямо вниз в нападавших или бросать на них камни и лить кипящие жидкости, оставаясь при этом защищенными. Эти деревянные постройки оббивали шкурами, чтобы не допустить возгорания дерева. Каменные версии этих лесов назывались навесными бойницами и иногда строились над воротами.

    Слайд 11

    Стены

    Каменные стены защищали замок от поджога, стрел и прочих снарядов. Враги не могли взобраться на гладкие стены без специального оборудования, такого, как лестницы или осадные леса. Защитники на стенах могли стрелять вниз или сбрасывать на атакующих тяжелые предметы. Атаковавшие, находившиеся на открытой местности и стрелявшие вверх были в очень невыгодном положении по сравнению с оборонявшимися, которые были защищены и стреляли вниз. По возможности оборонительную мощь каменных стен старались усилить, строя стены на холмах и обрывах. Ворота и двери в стенах замков были немногочисленными и сильно укрепленными.

    Слайд 12

    Рвы с водой и подъемные мосты

    Чтобы усилить преимущество стен, у их основания часто выкапывали рвы, полностью окружавшие замок. По возможности эти рвы заполняли водой. Такие рвы сильно затрудняли штурм стен. Солдаты в броне могли утонуть упав даже в мелкую воду. Рвы с водой также очень сильно затрудняли подкопы стен, так как вода могла размыть тоннель подкопа и затопить копавших. Часто нападавшим приходилось осушать рвы с водой, чтобы продолжить штурм. Часто ров также частично засыпали, чтобы установить лестницы или осадные леса. Подъемные мосты через рвы или рвы с водой позволяли жителям замка при надобности входить в замок и выходить из него. В случае опасности подъемный мост поднимали, таким образом отсоединяя замок от внешнего мира. Мосты поднимались механизмом внутри замка, хорошо защищенным от врага.

    Слайд 13

    Опускаемая Решетка

    Опускаемая решетка из толстых металлических прутьев намертво блокировала ворота замка в случае опасности. Ворота замка, как правило, были внутри специальной башни, которая была хорошо укреплена. Обход ворот (тайный подземный ход) также мог находиться в этой башне. Этот тоннель обычно был заблокирован несколькими мощными решетками. Механизм, поднимавший решетки, находился на верху башни и был сильно защищен. Опускаемые решетки могли быть комбинированы из железных прутьев и толстых бревен. Защитники и нападавшие могли стрелять друг в друга и колоть через решетки.

    Слайд 14

    Потерна для доставки продовольствия с подъёмной рампой

    Некоторые большие замки снабжались таким способом, чтобы избежать неожиданной атаки и одновременно случайного проникновения шпионов.

    Тяжёлые грузы и туши животных втягивались внутрь лебёдкой по полозьям, лежащим в середине настила.

    Слайд 15

    Ставни

    Помимо выполнения защитных функций, они прикрывали лучников или арбалетчиков от ослепления солнцем и от взглядов противника, которого можно было рассматривать совершенно спокойно.

    Слайд 16

    Башни

    По углам и часто через определенные промежутки вдоль стен стояли башни. Башни выступали за стены замка, позволяя защитникам из башен обстреливать стены замка. С угловых башен защитники могли обстреливать две стены. Ворота часто защищались башнями с обеих сторон. Некоторые замки начинались с простых башен и перерастали в ложные комплексы из стен, внутренней крепости и дополнительных башен.

    Слайд 17

    Завоевание замков

    Завоевание и защита замков было основной военной деятельностью в эпоху Позднего Средневековья. В то время города быстро росли и развивались, имели большую стратегическую важность. Хорошо укрепленный город-замок мог оборонять и удерживать небольшой хорошо вооруженный отряд воинов, а для захвата такой крепости нужно было намного больше военной силы. Нападавшие должны были иметь достаточно большую армию, чтобы захватить и подчинить прилежащие к замку земли, подготовить позиции для штурма замка или хотя бы не давать защитникам замка передохнуть.

    Осада: Для предотвращения побегов или вылазок из замка неприятеля осаждающая армия занимала позиции вокруг этого замка. Близлежащие фермы и деревни захватывались осаждающими войсками. Повсюду выставлялись дозоры, чтобы они могли быстро приносить сведения о приближении неприятельской армии и для добычи продовольствия. Предводители дозоров исследовали ситуацию и решали, что предпринимать: либо просто осадить замок, либо активно готовиться к массивному штурму. Если они собирались взять замок при помощи голода, тогда они не нападали на замок, а давали возможность защитникам умереть с голоду, не подпуская к замку повозки с продовольствием и подкрепления.

    Слайд 18

    Осадное снаряжение

    Осадное оборудование применялось для преодоления стен и других укреплений замка. Прорвавшись с помощью осадного оборудования через укрепления замка вся мощь нападающей армии сталкивается лицо к лицу с малочисленным гарнизоном защитников. Большая часть осадного оборудования разработана специально для того, чтобы сокрушать или проламывать стены. В дополнение к обычной лестнице, осадное оборудование чаще всего использовалось в период Средневековья. Осадное оружие состояло из больших катапульт – требушетов*, баллист**, осадных башен, массивных таранов и больших щитов для прикрытия людей. Как только в стене была пробита брешь или осадную башню доставили на место, отряды из солдат смельчаков-добровольцев начинали штурм.

    Эти отряды добровольцев известны в истории как "отряды смертников," поскольку почти все они погибали в сражении с защитниками крепости. Но тем немногим, кому удавалось выжить получали самые высокие награды в виде повышения по службе, титулов и награбленной добычи.

    Слайд 19

    Штурм

    До последнего момента штурма, воины будут стрелять по стене замка, чтобы помешать защитникам подготовиться к штурму с осадной башни. Если первой группе нападавших из башни удастся пробраться на стену, то за ней по мостику хлынет поток вооруженных воинов, чтобы окончательно захватить замок.

    Слайд 20

    Модель средневекового замка

  • Слайд 21

    Модель моего замка была сделана мной с помощью моего папы на основе конструктора «Средневековая каменная крепость» и дополнена самодельными конструкциями и игрушечными воинами. В замке находится главная башня - донжон, окруженная стенами и башнями с бойницами. Башня с главными воротами защищена решеткой и подъемным мостомчерез ров. Внутри замка находятся хозяйственные постройки - склад и конюшня под навесом. Снаружи замка расположена первая линия обороны-частокол с маленькими воротами и деревянной сторожевой башней, соединенный с замком легкоразрушаемым мостиком.

    Естественное препятствие: замок расположен на холме и окружен рвом с водой.

    Замок запечатлен в момент штурма. Нападающие используют осадные машины и приспособления - таран, лестницы, передвижные щиты, большую осадную башнюс мостиком. Защитники замка ведут оборону со стен, башени частокола с помощью метательного и холодного оружия. По мостику двигается отряд для совершения вылазки.

    После того, как я рассмотрела различные оборонительные сооружения крепостей, я поняла, что своей конструкцией замки были полностью подготовлены к длительной обороне и отражению штурмов.

    Когда мы с папой сделали модель средневековой крепости, я по настоящему увидела оборонительные сооружения крепости и поняла, как они были важны при длительной обороне и отражении штурмов.

    Я сделала вывод, что в средние века оборонительная ценность замков была очень велика, хотя с появлением пушек потеряла свою значимость.

    Слайд 29

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо «Эпоха крестовых походов», Полигон,
    2. Санкт-Петербург 2003.
    3. Е.А. Разин «История военного искусства», Полигон,Санкт-Петербург 1999.
    4. Н.И. Ионина «100 Великих замков», Вече, Москва, 2004.
    5. Л. Функен и Ф. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма СРЕДНИЕ ВЕКА», Астрель, Москва 2002.
  • Предлагаемая вашему вниманию презентация «Средневековые замки Европы» познакомит с выдающимися памятниками средневекового западноевропейского зодчества. Эту презентацию можно использовать на уроке мировой художественной культуры, истории или ИЗО при изучении темы «Рыцарская культура»

    Средневековые замки Европы

    В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
    Я к замкам уходить люблю средневековым:
    Мне сердце радует их сумрачная тишь,
    Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
    Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
    Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
    Проемы ниш, куда безвестная рука
    Святых и воинов врубила на века,
    Капелла с башенкой — подобьем минарета,
    Аркады гулкие с игрой теней и света;
    Мне любы их дворы, поросшие травой,
    Расталкивающей каменья мостовой,
    И аист, что парит в сиянии лазурном,
    Описывая круг над флюгером ажурным,
    И над порталом герб,— на нем изображен
    Единорог иль лев, орел или грифон;
    Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
    Крутые лестницы и сводчатые залы,
    Где ветер шелестит и стонет в вышине,
    О битвах и пирах рассказывая мне…
    И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
    Величье рыцарства и блеск средневековья».

    Теофиль Готье

    Устройство и назначение средневековых замков

    С 1000 по 1500 год в Европе строятся тысячи замков-крепостей. Только в Англии в 1100 году их насчитывалось уже больше пятисот. Слова, означающие «замок», в европейских языках происходят от латинского «каструм» или германского «бург». Замки дали имя испанской провинции Кастилия и многим городам – например, Зальцбургу в Австрии или Эдинбургу в Шотландии. Высокие стены и башни замков и крепостей стали символом воинственных средних веков: в них рыцари оттачивали военные навыки, здесь собирались рыцари для того, чтобы править суды, отмечать праздники. И повседневная жизнь феодала, его супруги, детей, слуг протекала также в стенах замка.

    Удивительно, но среди огромного множества укреплённых замков построенных в Европе не удастся найти даже двух похожих. Несмотря на то, что каждый из замков имел башню-донжон, которая служила и жилищем рыцаря, и кладовой для хранения запасов пищи и воды на случай длительной осады, и тюрьмой, в которой томились ожидающие выкупа пленники, каждый донжон был окружён высокой прочной стеной и рвом и земляным валом, облик их определялся особенностями рельефа местности, вкусами заказчика-феодала, фантазией архитектора.

    Рыцарский замок, как и любая другая крепость этого времени, − в первую очередь сооружение фортификационное: стены мощные, глубокие рвы, бойницы, башни. Но, рыцарский замок строится не только в оборонительных целях, но и для того, чтобы принимать гостей и производить на них неизгладимое впечатление. Развлечений и разговоров лучше, чем в замке аристократа, вы вряд ли где найдёте.

    Рыцари, вернувшиеся из крестовых походов, принесли в Европу новые обычаи, которые сильно повлияли на стиль жизни феодала и его окружения. Замок становится не только крепостью, но и центром культуры. В стенах замка звучит музыка. Менестрели и жонглёры развлекают господина и его гостей исполнением эпических сказаний о подвигах героев. Культ Прекрасной Дамы распространившийся благодаря провансальским трубадурам и северо-французским труверам, способствует возникновению рыцарских романов и лирической поэзии. Рыцари теперь и музыканты, и поэты.

    «О бурях и распрях, пережитых Европой на заре юности, говорят нам развалины замков, которые придают окрестному пейзажу волнующе-героический вид. Сколько легенд, к которым обращались впоследствии поэты всех европейских стран, связано с этими замками!

    Много крови было пролито у их стен в братоубийственных битвах и много душ загублено в самих стенах из корысти, мести, ревнивой любви или за неповиновение сеньору.

    Даже в развалинах романские замки да грозные зубчатые стены, опоясывавшие тогдашние города, надолго приковывают взор, перенося нас в ту пору, когда медленно, но уверенно воздвигалось великое здание европейской культуры».

    Лев Любимов

    Предлагаю посмотреть видео об одном из замков крестоносцев:

    Тема: За стенами замков

    Цель: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму; составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

    Ход урока:

    Терминологический диктант:

    1 вариант

    Феод

    Феодальная лестница

    Вассалы

    Сеньоры

    Сословие

    2 вариант

    Барщина

    Оброк

    Десятина

    Натуральное хозяйство

    Феод

    Пишут терминологический диктант

      Подведение к теме и цели урока

    Задание: Прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

    Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

    Отрывок из баллады «Первая песня»

    И также мне люб тот рыцарь мне,

    Что, первым ринувшись вперёд,

    Бесстрашно мчится на коне

    И войску бодрость предаёт

    Отвагой удалою.

    Лишь только битва закипит,

    Пусть каждый вслед за ним спешит,

    Рискуя головою.

    Достоин тот похвальных слов,

    Кто и разить и пасть готов!...

    Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

    Фронтальная беседа:

      А как иначе называют воинов Средневековья?

      Можете ли мне назвать имена известных рыцарей?

      Ребята, а откуда вам известны эти имена?

    Скажите, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема? Какую цель поставим на урок?

    Совершенно верно.

    Слушают определяют тему и цель урока,

    Ответы детей: О Средневековье, о воинах, турнирах, о подлости, смелости, благородстве.

    Воинов Средневековья называют рыцарями.

    Ответы: Айвенго, Дон Кихот, Ричард Львиное Сердце, Ланселот, король Артур и рыцари Круглого стола.

    Ответы: из литературы, из исторических фильмов, из истории.

    Предполагают тему урока. Речь пойдет о понятии «рыцарь», рыцарском замке, о рыцарских турнирах и т.д.

      Проблемное задание на урок

    В конце урока ответят на вопрос

      Изучение нового материала

      Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы?

      А за что получали свои земли феодалы?

    Слово учителя: Правильно, то есть феодалы тоже составляли свое сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

    Запишите определение термина рыцарь

    Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне.

    Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами

    Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

    Слушают учителя, записывают определение в тетрадях.

      Использование презентации

    Что использовали рыцари для защиты в бою?

    Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

    Работа с документом: Ответить на вопрос каким был рыцарь в бою?

    Рыцари на войне.

    Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

    Слушают и смотрят презентацию.

    Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

    Отвечают на вопросы документа

      Слово учителя:

    Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.

      Работа с документом:

    1. Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

    2. А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

    Рыцарский кодекс чести.

    Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

    Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

    Читают документы, отвечают на вопросы

      Работа с учебником:

    Опишите замок

    Отвечают на вопросы

      Закрепление:

    Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом

    1. жизни какого сословия?

    Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,

      а что такое сословия?

      Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

    Вывод

    В XI - XII веках вся Европа – от Скандинавии до Италии и Испании – покрылась десятками тысяч рыцарских замков – сначала деревянных, а потом каменных.

    Их обычно строили на высоких холмах или островах.

    Видные издалека стены и башни замка как бы наглядно давали понять каждому, кто является хозяином в этих краях.


    На верхнем этаже были покои хозяина замка, гостиная комната и комнаты для гостей.

    Как вы думаете, почему?

    Этажом ниже располагались помещения для слуг.

    На первом этаже находились кухня, трапезная, мыльная комната.

    В подвале были складские помещения и обязательно колодец.

    Зачем в подвале нужно было иметь колодец?

    Замок- жилище феодала, небольшая, но хорошо приспособ-ленная к обороне крепость.


    2. Снаряжение рыцаря

    Задание: составить рассказ о рыцарских доспехах


    2. Снаряжение рыцаря

    Кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец.

    Латы- доспехи из железных пластин

    Забрало- металлический шлем с прорезями для глаз


    3. Рыцари на досуге

    Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости


    Рыцарский кодекс чести

    • Рыцарь должен соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии.
    • Он должен быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.
    • Он должен прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости.
    • Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия.
    • Ему чужда хитрость; он должен быть верен своему слову и благороден с врагом.
    • Рыцарь должен быть образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней.

    Что представляло собой жилище феодала?

    Что входило в доспехи рыцаря?

    Как развлекались рыцари?

    Почему рыцарем мог быть только богатый человек?