Распределение рабочих цеха по разрядам. Распределение численности производственных рабочих по условиям работы и квалификационным разрядам С квалификационными требованиями рабочих мест

Страница
20

Таблица 4.2

Распределение рабочих по разрядам на 01.06.2005

Таким образом, средний разряд рабочих лаборатории составил уже 4,42 (или Р02 = 4,42). Тогда коэффициент квалификации на 01.06.2005 равен 0,93 (или Кк2 = 4,42 / 4,75 = 0,93). Следовательно, отклонение между средним разрядом рабочих и производимых работ уменьшилось, хотя это не исключает возможности дальнейшего их обучения.

Проведение в 2005 г. мероприятий по повышению разряда рабочих в ЦСП позволило сократить количество аварий путем частого и более качественного текущего осмотра и ремонта ЛЭП. В итоге потери электроэнергии в кислородно-конверторном цехе «ВОМЗ» сократились на 25 кВт/ч на 1 тонну продукции. Учитывая, что годовой объем производства ККЦ в 2005 г. равен 241182 т, а стоимость 1 кВт/ч электроэнергии в отчетный период составляла 1,14 руб., рассчитаем экономию уменьшения потерь электроэнергии в результате обучения персонала ЦСП:

ΔЭ = 25·1,14 ·241182 = 6873687 кВт/ч,

где ΔЭ – достигнутая годовая экономия электроэнергии.

Подобный расчет экономии (как числовой показатель эффективности обучения рабочих) можно произвести и по другим цехам завода, а также в целом по предприятию.

Попутно хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяй-ственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:

· увеличению выпуска продукции;

· уменьшению удельного веса сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д. на производство продукции;

· улучшению качества продукции;

· уменьшению потребности в рабочей силе для выпуска определенного объема продукции, выполнению работ (высвобождение части рабочих);

· ликвидации (уменьшению) дефицита рабочих высокой квалификации.

При этом непосредственной задачей обучения чаще становится улучшение одного из названных показателей. Вместе с тем изменение одного нередко влечет за собой изменения других. Так, выпуск продукции ОАО «ВОМЗ» увеличивается, если повышение квалификации рабочих приводит к росту их индивидуальной выработки (производительности труда), повышению производительности оборудования, в управлении или обслуживании которого они участвуют, к уменьшению брака готовых изделий или снижению расхода материалов на производство единицы продукции завода.

2. Произведем расчет повышения производительности труда в целом по заводу за счет обучения рабочих основного производства, обеспечившего, в свою очередь, высвобождение их некоторой части. В феврале – апреле 2005г 150 рабочих основного производства ОАО «ВОМЗ» прошли обучение (курсы целевого назначения, повышения квалификации).

Для расчета используем следующие дополнительные данные:

численность рабочих, занятых на основном производстве - 600 чел

годовая совокупная выработка - 2300 н./час.

среднесписочная численность работников завода - 2445 чел

средний рост выработки после обучения - 20%.

Таким образом, норма выработки на одного рабочего основного производства до обучения составляла в среднем 3,83 нормо-часа (или 2300/600=3,83). Следовательно, после повышения квалификации величина индивидуальной выработки группы обученных рабочих составила примерно 4,6 нормо-часа (или 3,83·120% / 100%). Тогда их новая совокупная выработка составит:

Р2 = 4,6·150 =690 нормо-часов (вместо прежнего объема выработки группы рабочих Р1 = 3,83·150 = 575 нормо-часов)

Условное высвобождение численности рабочих найдем по формуле (4.1):

ΔВ = ΔР / W, (4.1)

где ΔВ – условное высвобождение численности, чел;

ΔP – выработка на одного рабочего до обучения, нормо-часов;

W – прирост годового выпуска продукции (натур. единиц, нормо-часов)

ΔВ = (690 – 575) / 3,83 = 30 человек.

Таким образом, за счет обучения группы рабочих основного производства и, как следствие, прироста объемов производимой ими продукции, появилась возможность высвободить 30 человек (условное высвобождение).

Достигнутое при этом повышение производительности труда в целом по ОАО «ВОМЗ» рассчитывается по формуле (4.2):

А = ΔВ / (В – ΔВ), (4.2)

где А – увеличение производительности труда в целом по заводу, %;

В – плановая среднесписочная численность трудящихся, чел.

Тогда об эффективности обучающих мероприятий на «ВОМЗ» в феврале-апреле 2005 г. свидетельствует величина данного показателя:

А = 30 / (2445 – 30) = 0, 012 (то есть рост примерно равен 1,2 %).

В случае испытываемого заводом недостатка в квалифицированных специалистах, целесообразно в расчетах применять коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения. Его значения (в разрезе вакансий) также косвенным образом отражают степень эффективности прошедших на предприятии программ подготовки и переподготовки кадров. Этот показатель, рассчитанный во второй главе работы для категории рабочих, выявил недостаточно высокий процент покрытия потребности в них за счет обучения как в 2003, так и в 2005 годах (составил 17,7 и 26,7 % соответственно).

3. В масштабах отдельного цеха или применительно к заданной группе работников завода предпочтительным и более конкретным будет оценивать эффективность посредством сравнения выработки до и после обучения (как в норм/часах, так и в денежном выражении). Причем коэффициент роста производительности работников после обучения определяется по формуле (4.3):

К= (В2 – В1)/ В2 +1= В2 / В1 , (4.3)

где В2 – выработка продукции на одного работающего после обучения;

В1 – выработка продукции на одного работника до обучения в системе.

Например, в цехе №290 (типография) ОАО «ВОМЗ» производительность рабочего в 1-ом полугодии 2004 г. составляла в денежном выражении 35,3 тыс. руб.; в 1-ом полугодии 2005 г. этот показатель вырос до 49 тыс. рублей.

В итоге коэффициент роста выработки составил в среднем 38,8% (или (35,3 / 49)·100%). Однако, помимо обучения 16 рабочих цеха на курсах повышения квалификации в ноябре – декабре 2004 г., рост производительности труда, прежде всего, был вызван внедрением в производство двух новых типографских станков. По экспертным оценкам доля обучения в повышении производительности труда персонала данного цеха составляет 15-20% (из указанных 38,8%), то есть непосредственно вызвало прирост произведенной продукции на 5,3 – 7,1 тыс. руб.

Для построения ряда распределения рабочих по уровню квалификации, выделим в нем три группы рабочих: с низкой квалификацией (2 тарифный разряд), средней квалификацией (с 3 и 4 тарифный разряд) и высокой квалификацией (5 и 6 тарифный разряд), а затем построим таблицу.

Ряд распределения рабочих по уровню квалификации

Ряд распределения рабочих по тарифному разряду является вариационным дискретным рядом, так как признак, положенный в основу его построения, является количественным, т.е. выражается числом. Ряд распределения рабочих по уровню квалификации является атрибутивным, так как признак, положенный в основу его построения, является качественным, т.е. не имеет количественной меры и может быть выражен только словом.

Типовая задача 2

Известны следующие данные о зарплате работников одного из предприятий, руб. в 2005 г.:

Постройте ряд распределения работников предприятия по уровню зарплаты, выделив четыре группы работников с равными интервалами.

Укажите , по какому группировочному признаку построен ряд распределения: атрибутивному или количественному.

В качестве изучаемого признака возьмем зарплату работников и построим по ней ряд распределения с равными закрытыми интервалами. Величина интервала в этом случае определяется по формуле:

где
и
– соответственно максимальное и минимальное значение зарплаты работника;

n – число групп.

Числитель иначе называют вариационный размах.

Образуем четыре группы работников. Тогда величина интервала будет равна:

Теперь образуем группы работников, отличающиеся друг от друга по зарплате на эту величину. Первая группа будет иметь размер зарплаты от 1300 до 1525 руб., вторая от – 1525 до 1750 руб., и т.д.

В результате получим таблицу:

Распределение работников по размеру зарплаты, руб.

Данный ряд распределения построен по количественному признаку, представленному в интервальной форме, поэтому он является интервальным вариационным рядом.

Как видно из таблицы, ряд распределения состоит из двух элементов: а) значения признака, б) абсолютной численности единиц признака (частот).

Для большей наглядности абсолютные величины могут быть дополнены относительными показателями (частостями), выраженными в процентах. Таким образом, обобщение данных в виде группировок позволяет изучить состав совокупности по изучаемому признаку, оценить степень его вариации и сравнивать группы между собой.

Примечание. Построенные ряды распределения являются групповыми таблицами, так как в основу их построения положен один группировочный признак.

Заработная плата производственных рабочих определяется на основе часовых тарифных ставок, зависящих от условий работы, квалификационного разряда и форм оплаты труда. Точное распределение рабочих по разрядам и условиям труда зависит от особенностей конкретного производства. Для предприятий машиностроения наблюдается примерно следующее распределение:

  • 1) на холодных работах с нормальными условиями труда работает порядка 80% от среднесписочного состава производственных рабочих, а на горячих и тяжелых работах -20%;
  • 2) из всех производственных рабочих примерно 65% работают по сдельной форме оплаты труда, а остальные - по повременной;
  • 3) каждая группа рабочих обычно распределяется между собой в процентном отношении по квалификационным разрядам (пример распределения приведен в нижних строках табл.2)

Так как в настоящем проекте требуется в первую очередь определить основную заработную плату основных рабочих, то именно их численность (Чор) следует распределить по условиям работы и квалификационным разрядам. Для расчета соответствующей численности целесообразно пользоваться схемой (деревом), показанной на рис. 1. При этом используются следующие обозначения: Чн - количество человек, работающих в нормальных условиях; Чн - количество человек, работающих в тяжелых условиях; Чсд - количество человек, работающих по сдельной системе оплаты труда; Чпв - количество человек, работающих по повременной системе оплаты труда; Чсд и Чвп - количество рабочих, имеющих i-ый разряд; а1 - коэффициент, учитывающий долю рабочих с i-ым разрядом в соответствующей группе.

Дробные величины показателей Чнд, Чнвп- и т.п. следует округлять до целых чисел таким образом, чтобы их конечная сумма равнялась- общей величине - Чор. Предполагается, что численность вспомогательных рабочих распределяется по условиям труда и разрядам также как основных.

Часовые тарифные ставки, руб.

На холодных работах с нормальными условиями труда

(Чн):. сдельщики (Чнсд)

Zнсд3 = =5.12

повременщики (Чнпв)

Zнпв3 = =4,78

Zнпв4 = =5,36

Zнпв5 = =6,10

На горячих и тяжелых работах (Ч т):

сдельщики (Ч тсд)

повременщики (Чтпв)

Распределение рабочих по разрядам, %

Коэффициент бi , учитывающий

количество рабочих соответствующего разряда

Чор=360111, чел.Чн=0,8*360=288, чел. Ч т=0,2*360=72, чел.

Чнсд=0,65*288=187, чел. Ч тсд=0,65*72=46, чел.

Чнсд1 =187*0,05=9, чел. Ч тсд1=46*0,05=2, чел.

Чнсд2 =187*0,12=22, чел. Ч тсд2=46*0,12=5, чел.

Чнсд3 =187*0,5=93, чел. Ч тсд3=46*0,5=23, чел.

Чнсд4 =187*0,2=37, чел. Ч тсд4=46*0,2=9, чел.

Чнсд5 =187*0,1=18, чел. Ч тсд5=46*0,1=4, чел.

Чнсд6 =187*0,03=5, чел. Ч тсд6=46*0,03=1, чел.

Чнпв=0,35*288=100,чел. Ч тпв =0,35*72=25,чел.

Чнпв1 =100*0,05= 5 чел. Ч тпв1=25*0,05=1, чел.

Чнпв2=100*0,12=12, чел. Ч тпв2=25*0,12=3, чел.

Чнпв3=100*0,5=50, чел. Ч тпв3=25*0,5=12, чел.

Чнпв4=100*0,2=20, чел. Ч тпв4=25*0,2=5, чел.

Чнпв5 =100*0,1=10, чел. Ч тпв5=25*0,1=2, чел.

Чнпв6 =100*0,03=3, чел. Ч тпв6=25*0,03=1, чел.

Как видно из таблицы, почти 40% общей численности приходится на рабочих I разряда и 60 % - на рабочих первых двух разрядов. Такой структурный сдвиг численности в сторону рабочих низших разрядов показывает, что на предприятии много молодых рабочих, лишь недавно пришедших на производство. Численность рабочих первых двух разрядов превышает число рабочих мест на 61 человека (48+3=61). Столь существенный излишек неквалифицированной рабочей силы требует большой работы по обучению персонала.

С другой стороны, не хватает высококвалифицированной рабочей силы. Число рабочих мест V и VI разрядов превышает численность ра­бочих на 56 человек (33 + 23 = 56). Известно, что подготовка рабочего высшего разряда Занимает несколько лет, поэтому администрации предприятия наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны. В случае, если финансовое положение предприятия довольно устойчивое, труд квалифицированных рабочих можно стимулировать дополнительно.

Рассмотрим интегральные показатели рабочей силы и рабочих мест на предприятии:

Средний разряд рабочих:

Ноябрь: (212 1 + 110 2 + 66 3 + 32 4 + 58 5 + 37 6) / 515 = 2,47;

декабрь (по плану):

(197 1 + 104 2 + 71 3 + 33 4 + 61 5 + 44 6) / 510 = 2,60;

декабрь (фактически): (199 1 + 105 2 + 71 3 + 33 4 + 59 5 + 43 6) / 510 = 2,56;

Средний разряд работ:

декабрь (фактически):

(151 1 + 92 2 + 60 3 + 48 4 + 92 5 + 66 6) / 510 = 3,06.

Данные по разрядам рабочих можно свести в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по разрядам

Декабрь (по плану)

Декабрь (фактически)

Отклонение (гр4 гр2)

Можно отметить существенный рост среднего разряда работ в декабре, который составил 0,09 (2,56 - 2.47) разряда, что подтверждает стремление предприятия обучать свои кадры. При сохранении темпов роста среднего разряда рабочих для достижения соответствия разрядов рабочих и разрядов работ предприятию потребуется 0,507 / 0,097 = 6,56 мес., т.е. более полу­года.

Однако, поскольку на предприятии явный излишек рабочих первых трех разрядов и существенная нехватка квалифицированных рабочих, можно предположить, что структурного равновесия разрядов рабочих и работ по профессиям добиться в течение полугода едва ли возможно.

Средний разряд работ равный 3,06 говорит об относительно несложной продукции, выпускаемой на предприятии.

Представим распределение работ и рабочих по разрядам в виде диаграм­мы (см. рис. 5 1.).

Как видим, распределение работ по разрядам далеко от нормального.

На предприятии достаточно много рабочих мест первых двух разрядов, они составляют [(151 + 92) / 510) 100 = 47,8 %, т. е. почти половину всех рабочих мест. Такое положение обусловливается тем, что в производствен­ном цикле очень много заготовительных операций, не требующих высокой квалификации.

В ближайшей перспективе работу на заготовительных участках планиру­ется автоматизировать, что, с одной стороны, приведет к сокращению ра­бочих мест, в первую очередь низших разрядов, а с другой - потребует привлечения высококвалифицированных рабочих.

Рабочих мест средних разрядов (Ш - IV) существенно меньше, чем низких и высоких, поскольку соответствующие производства на предпри­ятии отсутствуют. [(60 + 48)/510] 100 = 21,2 %.

Наиболее сложным в технологическом отношении является сборочный участок, где требуется высококвалифицированная рабочая сила. что и обу­словливает более высокую, по сравнению со средними разрядами, долю рабочих V и VI разрядов: (92 + 66)/510 = 31,0 %.

Распределение рабочих по стажу работы представлено в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по стажу работы

Можно отметить, что численность новичков на предприятии превышает третью часть общей численности: (165 / 510) 100 = 38,2 %.

Как видно из ранее приведенных данных, общая численность занятых в производстве рабочих сокращается. Поэтому можно утверждать, что на анализируемом предприятии имеет место высокая текучесть рабочей силы. Однако эта текучесть носит структурный характер и вызывается увольнени­ем новичков, которым на предприятии предлагается малоквалифицирован­ный, тяжелый и не престижный труд на участках заготовительного произ­водства. Рабочие более высоких разрядов увольняются гораздо реже и со­ставляют кадровый костяк. В целом, по кадровому составу, предприятие очень молодое и количество рабочих, проработавших на нем свыше 10 лет, составляет лишь 16,1 % (82/510) 100 = 16,08 %.

Модальный разряд (варианта) – 5, т.к. он имеет наибольшую частоту (f=55 ).

Медиана () – это величина варьирующегося признака, которая делит совокупность пополам, т.е. лежит в середине ранжированного ряда.

Место медианы в ряду:

а) с нечетным числом единиц:

;

б) с четным числом единиц:

В нашем примере медианным является 4 разряд.

Формулы расчета структурных средних по сгруппированным данным (с интервалами):

, (6.21)

где – нижняя граница модального интервала (интервала с наибольшей частотой); i – величина интервала; – соответственно частоты модального, предмодального и послемодального интервалов.

, (6.22)

где – нижняя граница медианного интервала, в котором находится половина единиц объема совокупности; i – величина интервала; – сумма всех частот; – сумма частот, предшествующих медианному интервалу; – частота медианного интервала.

Пример 8. В таблице приведены данные о стаже работы 30 рабочих цеха.

Решение:

Модальный интервал при стаже работы от 6 до 12 лет имеет частоту 12. Тогда мода равна:

лет.

Мода показывает, что наиболее часто рабочие цеха имеют стаж 8,5 лет.

Медианный интервал (в котором находится половина частот совокупности, т.е. 15 человек), будет также при стаже от 6 до 12 лет.

Медиана равна:

лет.

Медиана показывает, что половина рабочих имеет стаж до 10 лет, половина – более 10 лет.

Структурные средние можно определить не только по формулам, но и графически: моду по гистограмме, медиану по кумуляте.

Для графического определения моды в гистограмме используют три столбика: самый высокий и два прилегающих к нему – слева и справа. Внутри столбика с наибольшей высотой проводят две линии: первая соединяет его правый верхний угол с правым верхним углом предшествующего столбика, а левый – с верхним левым углом следующего. Абсцисса точки пересечения этих прямых – это мода распределения, представленного в виде гистограммы (рис. 6.1).

Рисунок 6.1 Графическое представление моды на гистограмме распределения

Для графического определения медианы строят кумуляту и последнюю ординату кумуляты делят пополам. Через полученную точку проводят прямую параллельно оси абсцисс до пересечения ее с кумулятой. Абсцисса точки пересечения – это медиана представленного графически распределения (рис. 6.2).

Рисунок 6.2 Графическое представление медианы на кумуляте распределения