Gr коммуникаций компании. GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти). Специальные GR мероприятия

Технологии Вам отчасти помогли, но когда Вы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери,

Б. Шеффер «Путь к финансовой независимости», 2002, С.27.

В соответствии с современной философией бизнеса, государственная власть - один из стейкхолдеров (stakeholders* - субъекты, заинтересованные в результатах деятельности компании и влияющие на компанию любой компании) и, соответственно, отношение с государством становится частью стратегического планирования бизнеса.

И, тем не менее, многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений.

Предлагаю несколько шагов для достижения понимания, нужны ли компании лоббистские технологии и стоит ли торопиться с поиском специалиста по внешним связям

Шаг первый

Для определения того, нужен ли GR Вашей компании, ответьте на следующие вопросы:

  • Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для Вашего бизнеса (для его существования, развития)?
  • Насколько зависит успех начинаний компании от позиции представителей органов власти?
  • Насколько существование Вашего бизнеса связано с решениями органов власти?
  • Возникают ли у компании проблемы с органами власти и как они решаются?
  • Как формируется отношение представителей органов власти к Вашей компании, ее руководителям, продуктам, проектам? (Кто формирует эти отношения?)
  • Как часто компания контактирует с органами власти, и каковы последствия этих контактов?
  • Удавалось ли компании извлечь пользу из внешних связей, можете ли оценить выгоды от контактов с представителями органов власти?
  • Как Вы думаете, влияет ли на деловую репутацию компании наличие связей в органах государственной власти? Можете ли Вы это сказать о Вашей компании?

Шаг второй. Составьте список GR-needs Вашей компании

Чтобы облегчить эту задачу, распределите потребности в отношениях с органами власти и лоббировании интересов компании на стратегические и тактические. Для многих компаний этот список состоит из следующих типичных GR-потребностей:

Стратегические потребности

  • Например, «Нужно позитивное отношение представителей органов власти к конкретному направлению деятельности и планам развития (например, выход компании в новый регион, стремление увеличить долю рынка на существующей территории)»
  • Например, «Нужна устойчивая позитивная репутация компании среди представителей органов власти (муниципальных, региональных, отраслевых, федеральных, законодательных, исполнительных)»

Текущие потребности

  • Например, «Для реализации одного из направлений бизнеса компании требуется протекционистское отношение органа власти (то есть - «зеленый свет» Вашим начинаниям)»
  • Например, «Нужна положительная позиция конкретного органа власти по конкретному проекту компании»
  • Например, «Нужно выиграть тендер, объявленный городской администрацией (и желательно чаще выигрывать)»

Шаг третий. Определите, какие именно направления лоббистской деятельности важны в настоящей момент Вашему бизнесу. С чего начать?

Возможно, ответы на следующие вопросы помогут Вам составить картину желаемого уровня отношений с органами власти (Решите, контакты с какими представителями и органами власти существенны для Вашего бизнеса?):

  • Органы муниципальной власти (например, префектура, мэрия)
  • Органы региональной исполнительной власти (например, администрация губернатора)
  • Органы региональной законодательной власти (например, Городская Дума)
  • Органы федеральной исполнительной власти (например, Федеральное министерство)
  • Органы федеральной законодательной власти (например, сенатор, комитет в Государственной Думе)

Подумайте, какими бы Вы хотели видеть Ваши отношения с тем или иным органом власти?

  • желательно быть в курсе решений органов власти (например, по вопросам регулирования Вашего сегмента рынка, или по широкому спектру проблем);
  • желательно влиять на принятие государственных (муниципальных, региональных) решений, участвовать в принятии этих решений (например, представитель Вашей компании может стать членом Общественных комиссий при органах власти (Региональной Общественной палаты, например);
  • хотелось бы иметь деловые контакты с представителями и руководителями органов власти, сформировать протекционистское отношение к компании;
  • для развития бизнеса полезным стало бы партнерство с государством, муниципалитетом, региональной администрацией (например, хотелось бы поучаствовать в региональном инвестиционном проекте совместно с органом власти);
  • требуется устойчивая репутация компании среди представителей власти - желательно побеждать в тендерах органа власти;
  • желательно активно участвовать в развитии законодательства применительно к некоторым секторам экономики.

Вы увидели, что существует множество вариантов партнерских отношений бизнеса и власти и, соответственно, направлений GR-деятельности компании. Некоторые компании начинают с постановки глобальных задач: например, организуют влияние на законодательство (такие компании активно работают в законодательном органе власти - в рабочих группах, предлагают свои варианты законов). Многие компании ограничиваются установлением устойчивых деловых связей с представителями органов власти для регулярного решения вопросов, связанных с развитием бизнеса. Ряд компании пытаются получить «доступ» к бюджетным средствам, участвую в инвестиционных программах

Шаг четвертый. Подумайте, по какой схеме Вы будете сроить партнерские отношения с органами государственной власти?

Решите, будет ли это прямое общение представителей компании с чиновниками или Вы будете привлекать многочисленных посредников. Выбор коммуникативной модели для установления отношений с органами власти зависит от множества факторов: это и финансовые ресурсы компании, и знание технологий лоббирования, наличие GR-специалиста и коммуникативные способности топ менеджеров, но главное - масштабность задач и количество направлений GR-работы. Методов построения партнерства с органами власти множество. Перечислю типичные коммуникативные модели:

  • GR-менеджер (руководитель компании) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - Деловые ассоциации (промышленные ассоциации; общественные организации; профсоюзы) - чиновник, орган власти
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутат - исполнительная власть, судебная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - законодательная власть
  • GR-менеджер (руководитель компании) - депутаты
  • GR-менеджер (руководитель компании) - группа компаний - деловая общественная организация - депутаты - чиновники
  • GR-менеджер (руководитель компании) - общественные деятели, политическая партия - чиновник

Теперь видите, что GR - это взаимодействие не только с чиновниками, но и множеством других субъектов лоббистского процесса (представительскими организациями бизнеса, депутатами, общественными и политическими организациями). Установление отношений с органами власти и организация влияния на принятие решений требует использования множества тактик общения, коммуникативных аналитических техник, требует знания технологий лоббирования. Определитесь, достаточны ли Ваши знания о таких коммуникативных технологиях.

Шаг пятый. Какими лоббистскими технологиями (упрощенно говоря - техниками влияния на принятие решений органами власти) Вы (Ваша команда, компания) владеете или Вам потребуется специалист, имеющий опыт лоббирования?

Перечислим некоторые стандартные методы влияния на решения органов власти (причем эффективность каждого из этих методов обеспечивается опять же знанием лоббистских технологий и умением их применять в соответствии с задачами и ресурсами):

  • компании направляют письменные обращения в органы власти
  • выступают в СМИ - организуют информационные кампании в СМИ, формирующие общественное мнение по конкретной теме
  • финансово поддерживают общественные деловые организации, которые, в свою очередь влияют на принятие решений
  • компании вступают и активно участвуют в деятельности общественных деловых организаций (например, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
  • входят в состав общественных комиссий, рабочих групп, комитетов при органах власти
  • пишут законопроекты и продвигают их в органах законодательной власти
  • организуют депутатские или парламентские запросы
  • устанавливают деловые контакты с чиновниками
  • продвигают на государственные должности лояльных компании лиц

Понятно, что многообразие применяемых методов лоббирования увеличивает результативность лоббистских проектов компании. Теперь, если Вы дошли до этого, последнего в нашем тексте шага - Вы уже готовы ответить на следующий вопрос.

Шаг шестой. Как поставить GR как бизнес-процесс, нужен ли компании специалист или можно обойтись своими силами?

Профессиональных GR-специалистов, имеющих соответствующий опыт, не так много на рынке труда. Типичными источниками рекрутирования GR-специалистов для большинства компаний являются: 1) Бывшие чиновники, депутаты 2) Специалисты разных сфер (PR, политическое консультирование, юристы, аналитики), имеющие связи и навыки сотрудничества с органами власти 3) GR-специалисты, работающие в общественных организациях бизнеса.

Как правило, должность GR-менеджера называется «Директор (менеджер) по внешним связям, по взаимодействию с органами власти». Специализированное GR-подразделение может называться «Департамент по внешним связям», варианты: «по связям (взаимодействию) с органами власти».

Если Вы приняли решение нанять GR-менеджера, будет полезным познакомиться с набором компетенций GR-специалиста (причем каждая позиция в данном списке должна присутствовать среди компетенций кандидатов). Список составлен на основе собственной практики руководства GR-подразделением, а также - многолетней практики лоббистской деятельности и консалтинга.

Компетенции GR-менеджера:

  • Знание и понимание государственной сферы (устройство системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, документооборот, этика и стилистика общения). Крайне желателен опыт госслужбы.
  • Навыки продуктивного общения с представителями органов власти (представляются доказательства продуктивности - проекты, решения, участие в общественных комитетах, рабочих группах и пр.)
  • Наличие персональных связей с представителями органов власти (на различных уровнях)
  • Умение вести деловую переписку и знание документооборота органов власти
  • Знание PR-технологий: умение работать с масс-медиа, events management (организация специальных мероприятий), репутационный менеджмент
  • Политическая компетентность, политическое мышление (интерес к политической информации, понимание государственной политики, умение интерпретировать конкретные решения органов власти)
  • Коммуникативная компетентность
  • Знание отраслевой проблематики

Рекомендуем также тщательно проанализировать личностные особенности возможного кандидата на должность GR-менеджера. По нашим оценкам, каждая из перечисленных ниже позиций должна присутствовать в личности GR-менеджера (список также составлен по результатам собственной многолетней лоббистской исполнительской, управленческой и консалтинговой практики):

  • Коммуникативные способности (легкость и непринужденность в установлении контактов, умение вызвать расположение и доверие)
  • Аналитические способности, развитый эмоциональный интеллект
  • Презентабельная внешность, организаторские способности, Деловые качества (настойчивость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность)

Government Relations (дословно: взаимодействие с органами государственной власти) - «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR - «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами».

Различие между GR и лоббизмом

Различие между GR и PR

Многие компании, чтобы не использовать термин лоббизм, стали применять не только термин GR. Возникли такие понятия, как Public Affairs, Government Affairs, Advocacy , policy representation, legislative communications, policy marketing. Все они выступают составными частями коммуникационного менеджмента.

Тем не менее, данные термины имеют разные подтексты. Под «advocacy» понимается продвижение интересов, но в отличие от GR продвижение интересов осуществляется через любые структуры, а не только через органы государственной власти . Термин «Public affairs» (PA) также более широк, чем GR, поскольку в него входит вся общая функциональная область, к которой наряду с непосредственно GR относится связь с медиасообществом (media relation), решение вопросов в неполитической сфере (issues management), связь с местным сообществом (community relation), социальная ответственность (social responsibility), grass roots (широкие массы) - продвижение интересов при помощи задействования потенциала рядовых граждан и пр. Термин «government affairs» распространен в США и по сути используется как синоним GR .

Работа специалиста по GR

GR представляет собой связь компании с органами власти, без помощи которых не может быть осуществлен ни один важнейший политический или бизнес-проект, то в обязанности специалиста по GR входит выстраивание тесных отношений, построенных на доверии, между своим работодателем и властью. Иными словами, специалист по GR устанавливает неформальный диалог, строит прочные «мосты», ведущие из корпорации в структуры власти, по которым уже пройдут простые лоббисты с конкретными способными заинтересовать власть своими предложениями.

Специалисты по GR организовывают общую систему взаимодействия по цепочке «компания - бизнес-ассоциация - власть» и взаимодействие внутри собственной компании между подразделением по связям с органами государственной власти, акционерами и руководством. Несомненно, специалист по GR несёт ответственность за качественную и своевременную подготовку информации сотрудниками компании, а зачастую и создают информационные поводы, то есть выступает ньюсмейкером.

К основным функциям специалиста по GR относятся:

Подготовка программы по GR обычно включает пять основных шагов:

К наиболее эффективным методам воздействия на органы власти GR-специалиста относятся:

Исходя из условий страны или региона, GR-специалист подбирает оптимальную стратегию взаимодействия с органами государственной власти. Существуют две модели GR, которые определяются, соответственно, особенностями западных и восточных стран.

Для стран Запада, где есть законодательное и этическое регулирование GR-деятельности, базовым методом является сетевая деятельность, в рамках которой проводится большое количество встреч с людьми, оказывающими влияние на формирование мнения (общества и власти) о некоторой компании. Наряду с этим, важным является участие в работе консультативных советов, общественной деятельности. Для стран Востока традиционным является материальное стимулирование лиц, которые принимают решения. При этом не только должность, но и родственные связи влияют на реальное участие человека в принятии решений. .

Напишите отзыв о статье "Government Relations"

Примечания

Литература

  • Дегтярёв А. А. .
  • Кинякин А. А., Матвеенков Д. О. Government relations как форма общественно-политической и бизнес коммуникации: к определению понятий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - № 1. - 2009.
  • Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политическая экспертиза. - № 2. - 2005. - С. 226.
  • Толстых П. А. .
  • GR - связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. Под ред. Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. - М.: РОССПЭН, 2012. - 407 с.

Отрывок, характеризующий Government Relations

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.

Журнал “Вопросы новой экономики”, май 2011 г.: GR-технологии на службе IT-компании

Описаны схемы взаимодействия технологических компаний с органами власти. Government Relations (GR) осуществляются с целью оказания влияния на решения властей, получения паблисити, сопровождения участия компании в государственных тендерах. Для крупного российского бизнеса это направление становится важным инструментом продвижения.

Ключевые слова: Government Relations, лоббизм, информационные технологии, телекоммуникации, продвижение технологических компаний, участие в тендерах, PR-продвижение, взаимодействие с профессиональными ассоциациями.

The article describes patterns of interaction of technology companies with government authorities. Government relations aim at effecting authorities decisions, gaining publicity, supporting the company participation in public tenders. This direction is becoming an important promotion tool for large Russian businesses.

Key words: Government Relations, lobbyism, information technologies, telecommunications, marketing of technology companies, bidding, PR promotion, interaction with professional associations.

Основные направления GR-деятельности

Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) - это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде.

Классическими объектами Government Relations являются исполнительная и законодательная ветви власти. Как отмечает Е.А. Махортов, “в настоящее время становится очевидным, что судебная власть так же является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

С точки зрения технологической (как, к слову, и любой другой) компании есть три основных направлениях GR-деятельности.

Во-первых, это оказание влияния на решения властей (внесение изменений в законодательство, получение тех или иных преференций, налоговых льгот и т.д.).

Во-вторых, получение паблисити за счет контактов с органами власти. К примеру, посещение президентом России Дмитрием Медведевым офиса “Лаборатории Касперского” в июне 2009 года вызвало большой интерес СМИ и блогеров. Экскурсию по компании для президента провёл ее глава Евгений Касперский (http://президент.рф/news/4508). Как сообщалось в официально пресс-релизе, глава государства осмотрел серверную комнату, где производится автоматический анализ новых вирусов, хранятся исходные тексты программных продуктов, рассылаются обновления антивируса по всему миру. Затем президенту показали “железную комнату” - место изучения вирусов и тестирования антивирусных программ для мобильных телефонов. В помещении вирусной лаборатории Дмитрий Медведев наблюдал за работой специалистов, проводивших проверку антихакерской защиты. Также он осмотрел учебный класс компании, где проходят обучение как представители фирм - партнёров “Лаборатории Касперского”, так и ученики школ, вузов, для которых читают курсы по компьютерной безопасности. В завершении осмотра Президент посетил отдел разработки новых программ.

Наконец, это получение госзаказов, сопровождение участия компании в тендерах, проводимых органами власти.

Отдельно можно упомянуть борьбу с конкурентами. Широко распространенным примером является обращение в Федеральную антимонопольную службу. Для вытеснения с рынка конкурентов могут привлекаться правоохранительные органы и т.д. (некоторые крупные российские компаний, оставаясь в рамках правового поля, ведут себя довольно агрессивно по отношению к конкурирующим структурам).

Лоббистская деятельность в США

В США, где лоббистская деятельность регламентируется законодательством, GR является более прозрачным. Так, недавно в США были обнародованы данные о том, сколько тратят американские IT-компании на продвижение интересов в правительстве (Подбронее см.: Мальцев В. Лобби-бар // Частный корреспондент. 2010. 18 июня. http://www.chaskor.ru/article/lobbi-bar_17997). Затраченные на GR суммы исчисляются миллионами долларов (примечательно, что даже банки США тратят на эти цели меньше денег). К примеру, Hewlett-Packard, только в первом квартале 2010 года выделила чиновникам 1,6 млн долларов. Компанию интересовала разработка документа, в соответствии с которым в США она создала бы единую компьютерную базу данных обо всех находящихся в стране иммигрантах, получивших разрешение на работу.

Компания Microsoft, опасаясь антимонопольного преследования, за отчетный период, потратила на GR 1,7 млн долларов. Google оказывала давление на федеральное правительство с тем, чтобы оно жёстче реагировало на события, связанные с цензурой в Китае, и это обошлось ей в 1,4 млн долларов. Oracle дала 1,1 млн долларов на урегулирование вопросов, связанных с поглощением компании Sun Microsystems. В России важные для компаний решения принимаются кулуарно, поскольку законодательство, регламентирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Весьма широко распространена точка зрения, что «всё сводится к взяткам, откатам, должностям чиновников в коммерческих структурах и оказании разного рода “услуг” и “социальной ответственности” (там же).

Предпосылки для развития GR в сфере высоких технологий

Говоря о GR-продвижении высокотехнологичных компаний, в первую очередь следует отметить телекоммуникационный бизнес. Наравне с топливно-энергетическим комплексом, металлургией, пивной и табачной отраслями, телеком является одним из наиболее “джиароемких” сегментов.

Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru П. А. Толстых объясняет это следующим образом: “В России есть несколько предпосылок для развития GR. Во-первых, отрасль должна быть с преобладающим числом иностранных компаний. К таким отраслям относится, например, пивная отрасль, где 85% контролируют иностранцы. Это табачная отрасль, где иностранные компании контролируют 90%, в телекоме тоже иностранного капитала достаточно. У иностранцев история GR-отношений насчитывает 50 лет и более. Поэтому, значительно опережая Россию, они более глубоко понимают, почему это важно и как это работает (аналогичная ситуация в нашей стране была с Public Relations)” (Здесь и далее цит. по книге Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства так же может считаться GR-деятельностью (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

Вторая предпосылка также очевидна. Отрасль должна отличаться повышенной государственной регуляторикой. В телекоммуникационной сфере сложились именно такие условия. Есть ограниченные ресурсы (частоты), есть федеральный закон “О связи”, который контролирует деятельность компаний”. В качестве примера можно привести компанию ТЕЛЕ2, которая, желая стать игроком национального масштаба, в течение продолжительного времени бьется за частоты.

В других сегментах IT-отрасли потребность в GR также высока. Например, интернет-бизнес, успешно развиваясь без вмешательства государства, заинтересован в сохранении статус-кво, дополнительные ограничения, связанные с регулированием Интернета, могут доставить игрокам серьезные неудобства. Разработчики программного обеспечения и системные интеграторы заинтересованы в получении налоговых льгот и т.д.

Для компаний, работающих в передовых, “прорывных” отраслях экономики необходим “правильный PR в органы госвласти”. Для инновационной компании важно быть в русле государственной политики, встречаться с профильными чиновниками, которые курируют отрасль, входить в экспертные советы при органах государственной власти.

Организация GR-деятельности в технологических компаниях

GR-деятельность начинается с глубокого и детального отслеживания политики властей в отношении интересующей компанию отрасли. Мониторинг необходимо осуществлять не на уровне, когда решение уже принято, а когда оно только готовится, когда зарождаются идеи, потому что тогда на них легче всего повлиять и донести свои интересы до властей. Это относится и к области государственных закупок, и к регуляторике.

Понимание процесса принятия решений и наличие инсайдеров в нужных структурах позволяют эффективно решать GR-задачи.

Участие компаний в различных экономических форумах (например, Петербургском международном экономическом форуме, или Инвестиционном форуме в Сочи), встречи с чиновниками, работа на публичных обсуждениях, в дальнейшем могут повысить капитализацию компании (к примеру, помочь победить в тендерах).

Компания также может выступить в качестве инициатора крупного проекта, предполагающего участие государства. К примеру, в мае 2010 года софтверная компания 1С попросила у государства 500 млн руб. на создание компьютерных военных игр-симуляторов. Предполагалось, что проект “позволит патриотически воспитать молодежь, модернизировать российскую экономику и даст отпор желающим фальсифицировать историю” (Костенко Н., Сальманов О., Игры- патриотам // Ведомости №80 (2598). 2010. 5 мая). В презентации, подготовленной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ отмечалось, что из необходимых 720 млн руб. 200 млн будет потрачено компанией 1С, 20 млн - Ханты-Мансийским автономным округом РФ (одним из инициатором проекта). Остальные деньги Министерство запросило у Правительства.

Очевидно, что GR-деятельностью на постоянной основе может заниматься лишь достаточно крупная компания. “Аппетит приходит во время еды, - говорит П. А. Толстых, - Когда у тебя маленькая компания, GR вроде и не нужен. Но когда ты достигаешь оборота порядка 50 млн долларов, ты начинаешь задумываться о том, что экономические рычаги роста уже исчерпаны и пора бы уже подключить ресурсы политические. Например, влезть в гостендеры, стать крупным подрядчиком. И ты понимаешь что нужно “тусоваться” с органами госвласти, быть в мейнстриме обсуждения каких-то проблем и т.д. В этом случае акционеры задумываются о GR”.

Войдя в число лидеров рынка, компании претендуют на то, чтобы активно влиять на правила игры (громким примером являются попытки компании “Вымпелком” в 2003 году повлиять на закон “О связи” и ограничить деятельность профильного министерства).

Многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. “Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений”, - отмечает Е. Ю. Боброва (Боброва Е. Ю. Нужен ли Вам GR? // Stratagema.org, http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_262.html. 2008. 22 апреля).

Следует обратить внимание читателей на заблуждение, связанное с тем, что взаимодействие с профессиональными ассоциациями может заменить GR-деятельность (Подробнее о взаимодействии IT-компаний с профессиональными ассоциациями см. Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Отраслевые ассоциации редко отстаивают интересы конкретных компаний. Лишь после того как профессиональные лоббисты договорятся с чиновниками, для создания нужного PR-фона могут быть подключены профессиональные объединения. Для “легитимизации” решений, которые обеспечили лоббисты, могут даже создаваться “карманные” отраслевые ассоциации, поскольку чиновникам проще работать с ассоциациями, нежели с конкретной фирмой (то, что в этой ассоциации входит минимальное количество членов - это уже другой вопрос и об этом никто не вспомнит). Поэтому ассоциации следует рассматривать как один из прикладных инструментов, но не как самодостаточный канал взаимодействия с органами власти.

Исключение составляются ситуации, когда действия органов власти (или их отсутствие), наносят очевидных вред целой отрасли. В этом случае публичное письмо или заявление отраслевой ассоциации может привлечь внимание к проблеме. Так, в августе 2009 года крупнейшие производители и экспортеры софта России обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой принять срочные меры по либерализации налогового режима для IT-отрасли. В адресованном господину Медведеву письме производители предупреждали, что из-за замены Единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами IT-компании могут перенести производство в другие страны и перейти на “серые” зарплатные схемы. Письмо было подписано президентом некоммерческого партнерства “Руссофт” Валентином Макаровым, а также руководителями 15 крупнейших российских компаний, среди которых “Лаборатория Касперского”, ABBYY, Luxoft, Aplana и другие (Малахов. А., Производители софта потянулись на экспорт // Коммерсантъ № 159/П (4214). 2009. 31 августа).

Спустя год НП «Руссофт» и ассоциация “Отечественный софт” отправили совместное письмо Дмитрию Медведеву, жалуясь на “отсутствие адекватных мер по поддержанию индустрии разработки офшорного программирования” (Малахов. А., Фазлетдинова Д., Программное гособеспечение // Коммерсантъ № 159/П (4459). 2010. 31 августа).

В ведущих телекоммуникационных компаниях GR-деятельностью занимаются конкретные штатные специалисты. Как отмечает Е. Ю. Махортов, “GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика - своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты - бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).

При организации работы GR-департамента следует оценивать его экономическую рентабельность. Он должен не только окупать себя, но и приносить средства за счет полученных компанией преференций, госзаказов, формирования (в долгосрочной перспективе) нужного имиджа и т.д. При необходимости можно обратиться в одну из пока немногочисленных лоббистских фирм, которая поможет донести ваши интересы до органов власти, добиться конкретных результатов.

Небольшие технологические компании могут эпизодически решать те или иные GR-задачи. Предлагая своих представителей в соответствующие экспертные советы, пытаясь принять участие в мероприятиях, проводимых органами власти, возможно достичь положительных результатов, даже не имея нужных “инсайдеров” и не обращаясь к лоббистам. Однако, учитывая консервативность и неповоротливость российских чиновников, это следует расценивать скорее как везение. О создании профильных советов или комитетов широкое бизнес-сообщество зачастую узнает только по факту.

Подготовил Филипп Гуров

Если вам нужны GR-услуги, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей информацией .

В настоящее время в России прослеживается отход от практики лоббизма, основанного на «лично-доверительных» отношениях между лоббистами и руководителями государственных органов власти, меняются методы и средства ведения лоббистской деятельности. Исследователи и практики отмечают, что в лоббизме как институте выделяется и становиться постоянно востребованным в лоббистской деятельности инструмент, получивший в реальной практике и в англоязычных научных источниках название «government relations» (OR), что в переводе на русский язык означает «взаимодействие с государственными органами». Термин GR в первую очередь утвердился в отечественном бизнесе, на рынке труда появились вакансии с использованием данной аббревиатуры: советники, руководители управлений и отделов по взаимодействию с органами государственной власти, менеджеры.

В современной России происходит переход от редкого стихийного взаимодействия представителей бизнеса с властью для решения коммерческих проблем к постоянному экспертному взаимодействию бизнеса и власти по вопросам оптимизации регулятивных государственных мер, улучшения положения российского бизнеса на открытом для стран участниц ВТО отечественном рынке и по участию коммерческих компаний в исполнении государственных заказов.

Изменение формата взаимодействия со стороны власти в первую очередь связано с тем, что у власти появился интерес к привлечению представителей бизнеса к участию в реализации крупных экономических проектов в промышленности и в социальной сфере страны. Власть уже в полном объеме не может удовлетворять выплаченные бизнесом в бюджет страны налоговые отчисления, представители власти стремятся разъяснить крупному бизнесу его социальную ответственность перед их работниками и жителями регионов России, где расположены их основные производственные мощности, капиталы. Верховная власть артикулирует отечественному крупному бизнесу свою мысль о том, что Россия - это не «площадка» для получения только доходов, которые потом представители бизнеса переводят на счета в иностранные банки, а это в первую очередь их Родина, где находятся семьи и домашний очаг, где создаются все необходимые условия для безопасного хранения финансовых активов и перспективных вложений в реальный сектор экономики. Все это требует от представителей власти более учтивого подхода к представителям бизнеса, выстраивание качественно нового формата диалога, когда представители государственных структур должны осуществлять разъяснения тех или иных нормативно-правовых инициатив на различных общественных и экспертных площадках, организованных, в том числе и в самих ведомствах, так называемая практика внутриведомственных общественных советов и консультаций.

Избранный властью формат диалога, предполагает наличие и конкурентного мнения со стороны бизнеса и общественности, тем самым представители коммерческих структур втягиваются в процесс постоянного взаимодействия с представителями власти, что требует от заинтересованного бизнеса организации в своих компаниях профильных структур по взаимодействию с представителями государственного сектора, это как мы уже упоминали выше по тексту различные управления и отделы по GR-деятельности. Сотрудники данных подразделений нанимаются на работу для осуществления своей ежедневной профессиональной деятельности, они призваны эффективно организовать процесс взаимодействия сотрудников компании с органами государственной власти, за это они получают фиксированную заработанную плату, отраженную в трудовом договоре. Условия труда сотрудника подразделения по GR существенно отличается от условий трудовой деятельности профессионального лоббиста.

GR-направление в России может стать инструментом профессионального поиска баланса интересов между гражданами, властью и бизнесом, от качественного уровня взаимодействия власти и бизнеса во многом зависит реализация крупных инфраструктурных национальных проектов в стране, развитие и инновационная ориентация российской экономики и как следствие в целом место Российской Федерации в мире.

Анализируя тенденции последних лет, можно уверенно говорить о зарождении и активном развитии в России отрасли по связям с органами государственной власти (GR). Именно в последнее время этот вид деятельности начал приобретать профессиональный, цивилизованный характер. Специалисты выделяют ряд факторов, способствующих этому.

1. Повышение роли государства и государственных акторов в экономике России. Эта тенденция заключалась в активной деятельности государственных компаний по приобретению частных активов («ЮКОС», «Сибнефть», «СИБУР», «Русснефть» ), созданием государственных корпораций, получивших значительные бюджетные и административные преференции Указанное поставило в прямую зависимость успешное развитие любой крупной компании и то, насколько эффективно будут выстроены ее отношения с органами государственной власти.

2. Кризис политического PR в России. Во время второго президентского срока Владимира Путина существенно изменилась избирательная система страны: была введена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы, а губернаторы стали избираться законодательным собранием регионов по представлению президента. Указанные обстоятельства привели к резкому сокращению капитализации отрасли политического и избирательного консультирования. Политконсалтинговые компании, лишенные выборных бюджетов, но имеющие прочные связи в политических кругах, все чаще стали заявлять о своей переориентации из PR в GR консультирование.

3. Формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях. В авангарде формирования такого рода профессиональных структур - отрасли с повышенной государственной регуляторикой - ТЭК и металлургия, а также те, где в значительной мере присутствует международный капитал - пивная, табачная и телекоммуникационные отрасли.

4. Образование в ведущих российских ассоциациях специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Положительное влияние на развитие отрасли оказало появление GR-комитетов в Российской Ассоциации по связям с общественностью и в Ассоциации менеджеров России, которые объединили специалистов отрасли, заинтересованных в профессионализации GR в России.

По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров - 23-35 лет. Специалисты в возрасте до 30 лет составляют около 84% от общего числа менеджеров; в возрасте от 30 до 40 лет - 15%. Женщины составляют около 42% GR-менеджеров. Около трети GR-менеджеров владеют английским языком на разговорном уровне. Уровень компенсации вице-президента по GR крупной компании составляет около 500 тыс. рублей в месяц. Начальник департамента по GR в среднем получает в России около 200 тыс. рублей в месяц. Менеджер – около 75 тыс. рублей. Ко всему этому также прилагается социальный пакет, предлагаемый компанией.

В сферу компетенции специалиста по GR обычно входят следующие функции:

Реализация в органах государственной власти ключевых корпоративных и/или отраслевых задач;

Предотвращение и урегулирование нежелательных для компании (отраслевого союза) ситуаций, возникающих в результате действия властей и осуществление мероприятий по их предотвращению;

Формирование позитивного имиджа компании (отраслевого союза) в органах государственной власти;

Взаимодействия с другими институциональными субъектами воздействия (отраслевыми союзами и ассоциациями);

Обеспечение конструктивных отношений с другими отраслевыми субъектами экономических отношений;

Координация деятельности других подразделений компании и оказание им содействия при взаимодействии с органами государственной власти.

Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие со множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат.

В состав департамента по работе с органами государственной власти нефтяной компании «Роснефть», входят два управления: по работе с федеральными и региональными органами власти. Руководит этой структурой Александр Никулин. Годовой бюджет департамента составляет около 84 млн. рублей.

В «Газпроме» gr занимается департамент по работе с регионами РФ, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения, основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов) и управление по работе с Федеральным собранием РФ, возглавляемое Фанузой Арслановой (12 человек). Годовой бюджет GR-подразделений «Газпрома» составляет около 93 млн. рублей.

В ОАО «РЖД» в состав департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти под руководством Виктора Ребца входит 33 человека. По 5 человек входят в отдел по связям с исполнительной властью, отдел по связям с законодательной властью, отдел по взаимодействию с бизнес сообществами и аналитический отдел. В отделе по работе с субъектами федерации состоят 7 человек, а в отделе методологии и организационной работы – оставшиеся 6 человек. Годовой бюджет департамента составляет около 80 млн. рублей.

второй, не менее значимой стороной GR является PR органов государственной власти по нисходящей коммуникации с различными группами общественности и институтами гражданского общества. Органам государственной власти часто нужна поддержка бизнеса в реализации своих инициатив.

Можно выделить несколько наиболее эффективных и часто используемых в России способов выстраивания отношений с властями. Наиболее часто используется установление и поддержание прямых личных контактов. Если же прямых личных связей нужного уровня пока нет, можно воспользоваться общественным каналом и вступить в отраслевой союз, ассоциацию или фонд (а еще лучше создать такую структуру самому).

Отделы по связям с органами государственной власти имеют в своем штате квалифицированных экспертов, которые готовят более грамотные и аргументированные доклады по интересующим вопросам, нежели аналитические службы при органах власти. Нередко сами работники органов власти обращаются в соответствующие отделы корпораций за помощью в подготовке документов. Такая помощь всегда осуществляется, а работники корпорации не только устанавливают тесный личный контакт, но и всегда располагают полной информацией о готовящихся документах.

Экспертная информация может предоставляться депутатам и чиновникам не только в ходе личного общения, но и на заседаниях комитетов и комиссий, куда бизнесменов приглашают в качестве экспертов, а также на парламентских слушаниях.

Необходимо отметить, что ввиду неразвитости профессионального GR, в этой области пока еще сохраняется общая тенденция – независимо от наличия или отсутствия специальных служб GR, бюджетов на осуществление этой деятельности главным и наиболее эффективным «джиарщиком» организации остается ее первый руководитель.

Часто для формирования связей с органами государственной власти используются различные фирмы, специализирующиеся на политическом консалтинге, предоставлении юридических услуг, а также услуг PR и GR. Все эти фирмы можно объединить одним названием - лоббистские конторы. Фирмы, по своей сути занимающиеся лоббизмом, могут быть как достаточно крупными и известными, так и небольшими по числу сотрудников и известными лишь в узких кругах. Можно выделить ряд специфических особенностей, которые характерны для механизма лоббистской деятельности в стране.

Отсутствие детально разработанного законодательства по целому ряду жизненно важных для российского бизнеса вопросов приводит к тому, что зачастую деятельность компаний опирается на постановления правительства, которые активно лоббируются группами давления. Лидирующие позиции в системе представительства интересов занимает крупное предпринимательство.

Другая особенность, о которой говорилось выше, - остающаяся исключительно высокой в области GR роль первых лиц – руководителей предприятий и компаний. Это связано как с важностью данного направления работ, так и с неразвитостью системы подготовки квалифицированного топ-менеджмента в области GR.

Третья особенность современного российского GR – наличие у крупных компаний «опорного» депутата (или группы депутатов) в Госдуме. Нередко это бывший работник компании, якобы бросивший бизнес и ушедший в политику.

Четвертая особенность - столичные офисы компаний, как правило, осуществляют GR на федеральном уровне, решение задач GR регионального уровня перекладывается на дочерние структуры в регионах.

Пятая особенность – отсутствие прозрачных бюджетов. Официальные бюджеты GR компании обычно весьма малы, они покрывают только прямые затраты (зарплата, представительство и так далее). Неформальные бюджеты GR, превосходящие официальные во много раз,

Эффективность работы корпоративных GR-подразделений сегодня, в целом, невысока. Их отличают неинституциональный подход и ориентированность исключительно на фактор личных связей. Налицо и неорганизованность лоббистов ассоциацией, их слияние с крупными корпоративными лоббистами, нечеткое понимание естественных отраслевых интересов. «Низовые» группы защиты общественных интересов - потребительские, экологические, коммунальные - у нас откровенно слабы, а на Западе они составляют основу лоббистской деятельности. Слабы с точки зрения лоббизма и профсоюзы.


Заключение

Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде.

Цель GR – выстроить долгосрочную, комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами.

Основная задача GR - предотвращать возможные угрозы от деятельности политических стейкхолдерови реализовывать потенциальные возможности компании через ее участие в политических действиях.

За счет GR компания пытается достичь экономических результатов политическими средствами.

Основные функции GR в Компании:

1. Отслеживание и анализ инициатив исполнительных органов государственной власти, которые могут затрагивать экономическое положение компании. При этом, в большинстве случаев, о готовящихся решениях должно быть известно заблаговременно - в момент зарождения идей.

2. Проведение мониторинга и комплексного анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к вопросам регулирования в области деятельности Компании, которые могут повлиять на развитие бизнеса.

3. Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.

4. Сопровождение инициатив Компании в государственной сфере (вопросы лицензирования, разъяснительных писем, лоббирования законопроектов, участие в государственных тендерах или целевых программ, ходатайств, уведомлений, обжалований и пр.)

5. Воздействие на органы государственной власти, корректировка их инициатив в интересах компании. Проведение лоббистских кампаний.

6. Обеспечение преференций и государственных заказов для компаний.

7. Применение стратегического подхода к решению проблем, влияющих на репутацию компании, который позволяет обеспечивать лояльность государства и общества к компании.

8. Выстраивание и поддержание деловых контактов с представителями госучреждений, общественных организаций.

9. Поддержка экономической деятельности компании на внешних рынках.

По мнению исследователя GR Е. Тарашвили, в современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. GR приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникации общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие Отдельно следует отметить значительное влияние, которое оказывают на развитие технологий государственного PR интернет-технологии.

Цель создания «государственных» сетевых СМИ, по мнению Д. Орлова, очевидна: удешевить и сделать более эффективным процесс продвижения информации, в которой заинтересована власть. Для решения этой проблемы «посредством традиционных медийных и PR-технологий необходим либо мощный информационный повод, либо массированное информационное давление на аудитории».

Интернет в данном случае проще, эффективнее, дешевле. На финансирование долгосрочных интернет-проектов, отмечает Д. Орлов, направляются средства федерального бюджета РФ. Указанные сетевые СМИ служат инструментом влияния структур государственного PR на наиболее активную часть населения - группы пользователей Интернета.

Таким образом, ключевыми элементами формирующейся в России GR-среды выступают:

1. Коммуникационные каналы общество-государство, включающие неформальные коммуникации, коммуникации организаций и коммуникации СМИ.

2. Нормативно-правовая база, призванная обозначить правовые рамки использования PR-технологий государством и в отношении государства (в современной России она находится на ранних стадиях формирования).

3. PR-технологии, обеспечивающие взаимодействие государства и общества, зачастую применяемые для управления общественным мнением, но также и для обеспечения «обратной связи» государства и общества.

Следует учитывать, что заметной особенностью отечественной GR-среды является низкая степень ее институционализации. Многие каналы коммуникации (в том числе наиболее эффективные) носят неформальный характер, что искажает общую картину восприятия властью общественного мнения. Кроме того, заметно стремление власти контролировать информационное поле, что также негативно сказывается на коммуникациях власти и общества.

Понятие GR в России до сих пор неизменно ассоциируется с понятием «лоббизм», которое имеет явную отрицательную коннотацию, и в общественном сознании данному термину сопутствуют размышления о нецелевом использовании служебных полномочий и явной коррупционной составляющей. Поразительно точно ключевую функцию GR и его отличие от лоббизма определил сопредседатель комитета по Government Relations РАСО Игорь Минтусов: «Специалисты в области GR – это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того чтобы по этому мосту могли свободно идти лоббисты с “интересными” предложениями для власти».

Иными словами GR – это сфера общего менеджмента, а лоббизм – это технология. Специалисту по GR совсем не обязательно быть асом кулуарных процессов: знать нужных людей, детали принятия закона, постановления, а также быть в курсе сложившейся в данный момент иерархии политических межличностных отношений. В современной России положение дел в сфере взаимодействия власти и бизнеса постепенно меняется. Происходит переход от редкого стихийного взаимодействия представителей бизнеса с властью для решения коммерческих проблем к постоянному экспертному взаимодействию бизнеса и власти по вопросам оптимизации регулятивных государственных мер, улучшения положения российского бизнеса на открытом для стран участниц ВТО отечественном рынке и по участию коммерческих компаний в исполнении государственных заказов.


Похожая информация.


Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в середине апреля 2010 г. подписав Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» дал поручение Министерству юстиции Российской Федерации внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма». Скоро станет ясно, будет ли в России создан институт лоббизма.

В основе деятельности лоббистов лежат глубокие и всесторонние исследования. Потенциальные заказчики таких исследований, аналитических материалов, докладов и прочих для лоббирования своих интересов используют политические партии, социальные группы, юридические или физические лица.

GR (Government relations management) - это разновидность современного менеджмента, целью которого является повышение прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Джиар () это не подкуп «нужного» чиновника, а установление неформального диалога в властью для достижения благоприятных условий деятельности компании в быстро меняющейся внешней конкурентной среде.

GR это формирование позитивного отношения со стороны государственных органов власти (включая Госдуму и Общественную Палату) по отношению к той структуре, к которой подключились GR-специалисты.

Джиар менеджмент это прежде всего большая открытость при ведении диалога между властью и бизнесом и снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм») с широким привлечением бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики. Технологии влияния gr management включают в себя работу с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др. Без помощи джиара для связи с органами власти не может осуществиться ни один серьезный политический или бизнес-проект.

Где востребованы gr-услуги (исследования-маркетинг-лоббизм).

1. В компаниях, деятельность которых зависит от контролирующих и разрешающих органов не только на старте деятельности, например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок и т.д.
2. В компаниях, зависящих от ресурсов, контролируемых государством, - землю, недра, воду, энергию и т. п.
3. В компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и госорганов
4. В градообразующих либо самых богатых компаниях региона, которые региональные власти считают «донорами»
5. В компаниях-лидерах федерального уровня на которые пристально смотрит государство. Либо в компаниях, где государство их совладелец - например, Газпром, РЖД, Лукойл, Сбербанк, Сургутнефтегаз, Ростелеком, Норильский Никель и т.п.
6. В компаниях, завязанных на международные квоты - например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов, в компаниях, которые должны эти квоты получать и которых контролируют не просто наши, отечественные, но и международные госорганы.

Виды gr-услуг (классификатор GR маркетинга).

GR маркетинг - это не только деятельность по продвижению услуг, но и занятие определенной рыночной ниши путем глубокого изучения и всестороннего исследования конъюнктуры в области лоббирования, к субъектам которого относятся:

  • политический лоббизм
  • лоббизм в законодательных органах власти, в т.ч. задействование различных рычагов формирования того или иного решения
  • лоббизм в органах исполнительной власти
  • экономический лоббизм
  • региональный лоббизм
  • отраслевой лоббизм
  • бизнес-лоббирование
  • предпринимательский лоббизм
  • информационный лоббизм (проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций)
  • социально-общественный/гражданский лоббизм (связан с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти)
  • иностранный лоббизм
  • корпоративный лоббизм
  • узковедомственный лоббизм
  • другие виды лоббизма (представительство интересов в т.ч. взаимодействие с судебными органами, органами арбитража)

Исследовательская деятельность GR (виды gr исследований).

Одно из центральных мест в GR-бизнесе занимает маркетинговая и исследовательская деятельность. За сравнительно короткий период удалось сделать немало для становления и развития современного GR-маркетинга и исследовательского бизнеса в новых рыночных условиях при отсутствии полноценной законодательной и нормативно-правовой базы.

Существуют и другие, не менее востребованные, виды исследований к которым относятся:

В отличие от фундаментальных и прикладных научных исследований, регулярное финансирование которых является в основном прерогативой государства, маркетинговая и исследовательская деятельность в GR-бизнесе - часть свободного рынка. В этом случае такой вид деятельности можно отнести к разряду «инновационных коммерческих проектов». Со всеми вытекающими из рыночных отношений последствиями: сложностью получения крупных государственных или муниципальных заказов, их «сезонностью», нестабильностью финансирования, жесткой конкурентной борьбой, всевозможными рисками.

Джиар менеджмент в современной России.

Джиар в России является во многом наследием предыдущей эпохи, и представляет собой более цивилизованную и частично декриминализированную форму лоббизма. GR в сегодняшнем понимании фактически нацелен либо на оказание влияния на позицию органов законодательной или исполнительной власти при принятии важных в коммерческом плане законодательных актов, либо встраивание конкретных коммерческих интересов коммерческих структур в государственную политику по тому или иному экономическому вопросу.

С одной стороны политические преобразования России последние 15 лет дали импульс экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, с другой позволили российскому капиталу устремиться на новые рынки. В условиях такого проникновения компаний её руководство неизбежно сталкивается с новыми требованиями со стороны государственных и политических структур, приходя к выводу о необходимости привлечения профессиональных консультантов в области GR и PR.

GR деятельность в современной России наиболее широкое распространение и применение получила в сфере взаимоотношения крупного бизнеса и власти в таких отраслях, как: нефтяная и газовая отрасль, металлургическая, телекоммуникация, автомобилестроительная, электроэнергетическая, табачная, пивная и фармацевтическая. Изменившаяся модель взаимоотношений крупных бизнес-структур и органов государственной власти, в силу резкого усиления позиций государства и его явного доминирования в политической и экономической сферах в годы президентства В. Путина, способствовала потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Крупные корпорации для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы стали все чаше прибегать к таким технологиям как коммуникационный менеджмент , репутационный менеджмент , инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности gr-менеджмент .

GR специалисты в России (классификатор gr специалистов).

Джиар специалистов в России можно разделить на 4 группы, представитель которой это...

1. Переговорщик. Представитель этой группы gr-специалистов умеет вести грамотные переговоры с представителями государственных органов. «Переговорщик» их лично хорошо знает и умеет договариваться, получая баланс интересов

2. Советник (консультант). Зачастую первое лицо компании (генеральный директор) сам занимается вопросами взаимодействия с госорганами, а специалист по GR служит своеобразным референтом, советником такого директора. Представители этой группы gr-специалистов занимаются разработкой планов компании - что компания может получить от госорганов и что сама для этого должна совершить. Консультант составляет программу и бюджет взаимодействия с госорганами, контролируя их реализацию. Советник должен мониторить и вовремя информировать руководство компании обо всех изменениях законов, инструкций, распоряжений и актов госорганов, а также подготавливать все необходимые документы.

3. Контролер. Этот представитель джиарщика следит за тем, чтобы все принятые компанией и госорганами обязательства выполнялись обеими сторонами. Контролер как и консультант составляет бюджет по этим вопросам и следит за его исполнением и своевременной подготовкой. GR специалист этой группы следит за внесением штрафов от компании предоставлением в госорганы ответов и справок на их запросы.

4. Лоббист. Российские компании чаще всего прибегают к услугам лоббиста, к примеру «наш человек» в Думе. Среди лоббистов существует узкая специализация. Например, лоббистов рынка недвижимости можно подразделить на тех, кто лоббирует интересы риелторов и интересы строителей, есть «стальные лоббисты» (металлурги) или «автолоббисты» - те, кто лоббируют интересы автомобилестроителей и т.д.

Какую GR компанию выбрать (классификатор gr компаний).

Изучение рынка показало, что большинство GR-компаний предоставляют услуги преимущественно в своем субъекте федерации или федеральном округе, где доминируют не более двух-трех, редко - четырех-пяти региональных компаний, контролирующих местный рынок GR-маркетинговых услуг. В целом участников рынка GR-услуг можно классифицировать следующим образом:

Независимые GR-компании и исследовательские коллективы, специализирующиеся на исследованиях, которые выполняют на «договорных отношениях» с «заинтересованными сторонами». Такие компании работают и с российскими, и иностранными организациями

Компании, включающие в себя специализированные социологические службы, целенаправленно занимающиеся изучением общественного мнения, политическим консалтингом и проводящие соответствующие опросы и исследования по заказам «политических элит», в том числе с целью последующего воздействия на законодательный или исполнительный орган для принятия решения в пользу заинтересованных лиц - лоббирования

Подчиненные службы, состоящие в штате медиахолдингов, объединенных рекламных агентств, крупных PR-, GR- и IR-компаний, иногда органов государственной и муниципальной власти, выполняющие как «внутренние», так и «внешние» заказы

Отраслевые маркетологи, работающие в определенной отрасли народного хозяйства или конкретном секторе экономики, предоставляющие наряду с аналитической и справочную информацию по данной отрасли, являющуюся важной составной частью GR-маркетинга

Структуры при научных и образовательных учреждениях, исследовательских центрах, зависимые от государственного или муниципального финансирования. Представители данной группы используют в качестве специалистов преподавателей, а в качестве «интервьюеров» студентов.

Комплексная группа, представляет выгодный для «группы влияния» (комплексный) набор услуг, включающий, одновременно с GR-маркетинговыми, консалтинговые услуги самого широкого спектра. К такому виду GR компании относится ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права».

Факторы, влияющие на выбор GR компании.

1. Безупречная деловая репутация
2. Опыт руководителей GR-компании или конкретного исследовательского проекта
3. Квалификация исполнителей
4. Скорость проведения исследования (работа на опережение конкурентов)
5. Стоимость gr-услуг
6. Опыт работы GR-компании на интересующем заказчика сегменте рынка
7. Наличие специалистов-исследователей, знакомых с проблемами и особенностями данного сегмента
8. Наличие региональной сети и корпоративных ресурсов GR-компании. Умение найти с заказчиком общий язык
9. Отзывы и рекомендации
10. Индивидуальный подход
11. Возможность продолжения сотрудничества в долгосрочной перспективе
12. Конфиденциальность услуги
13. Узнаваемость GR-бренда

Требования к работе GR-специалистов.

Главные требования, которые предъявляют заказчики к работе GR-специалистов, как показывают результаты последнего исследования «GR в Российской Федерации», это:

1. Абсолютная достоверность полученных данных (в ходе лоббирования этот важнейший показатель качества любого джиар исследования ложится в основу принятия стратегически выверенных решений клиентов)
2. Программа, план и методика GR-исследования (четко продуманные и детально проработанные)
3. Реальность программы
4. Выполнимость плана
5. Прозрачность методики
6. Репрезентативность и объем выборки, «региональный охват»
7. Форма отчета (как правило, заказчик gr услуги заинтересован в дополнительной «электронной версии», прилагаемой к отчету для дальнейшей возможности практического использования информации, в том числе в виде детально проработанных практических GR-кейсов) .

Какие ключевые задачи решает GR компания.

1. Мониторинг деятельности органов государственной власти.
2. Анализ последствий действия государства для компании.
3. Влияние на деятельность органов государственной власти.
4. Участие в формировании устойчивых и приемлемых для компании правил игры на рынке.
5. Развитие корпоративных отношений в компании и формирование эффективной командной работы.
6. Минимизация рисков компании и урегулирование чрезвычайных ситуаций.
7. Обеспечение позитивных отношений с основными стейкхоледрами компании и формирование бренда компании.

Сколько стоят gr-услуги - Ценообразование маркетинговых GR-услуг.

Разброс цен в данном сегменте рынка достаточно велик, цены «плавают» от очень дорогостоящих («эксклюзивных») до самых «доступных». Ресурсные возможности, уровень капитализации, степень узнаваемости GR-бренда в клиентской среде, уникальные конкурентные и интеллектуальные преимущества, перспективные точки роста, наличие грамотной и продуманной рекламно-маркетинговой стратегии и еще большой ряд факторов влияют на ценообразование GR-маркетинговых и исследовательских услуг, а также исследований других видов.

Также при расчете стоимости gr-услуг будет иметь значение уровень и масштаб поставленной задачи, эксклюзивность заказа и объем проделанной работы, технологии вида исследования, степень срочности выполнения заказа, результат первоначальной экспертизы, форма договора и предоставления отчета, типографских расходов, необходимость приобретения дополнительной информации, привлекаемых ресурсов, стоимость обработки данных и полевых работ, ретроспектива анализируемого периода и глубина исследования, возможность дальнейшего использования полученной информации для процесса лоббирования.

Смета расходов на проведение опроса, интервью зависит от: выбранной методики; типа и размера выборки; категории и степени доступности респондентов, целевых групп; продолжительности интервью; опыта и количества интервьюеров, их фонда оплаты труда (из расчета почасовых ставок); сложности электронной обработки данных; административных и накладных расходов; необходимости тиражирования опросных анкет.

Как заказать услуги GR в России.

GR - это, безусловно, чрезвычайно важный аспект политической и экономической жизни страны, в которой представители крупных компаний и холдингов играют далеко не последнюю роль. Все понимают, что сотрудничество с государством необходимо. Именно поэтому на GR сегодня возлагается столько надежд, когда напрямую сталкиваются интересы различных компаний.

В настоящее время на рынке сравнительно немного профессиональных организаций, предоставляющих подобные виды услуг, это связано, прежде всего, с тем, что российский бизнес рынок еще молод и специфичен.

Из 100 иностранных компаний, которые «входили и пытались закрепиться» на российском рынке, на деле остаются и закрепляются не более 8-10. Одна из ошибок большинства компаний, которые «пытались и не смогли», заключалась в том, что они шли исключительно по европейской модели ведения бизнеса, без учета российских реалий.

ЗАО «НИИ по изучению проблем экономики и права» в результате проведенных исследований в области политического консалтинга, GR - менеджмента и лоббистской деятельности, разработал методологию, адаптированную к ведению бизнеса в условиях российской действительности. При разработке методологии учитывался не только опыт международных партнеров в сфере GR - технологий, но и специфика российской бизнес ментальности.

ЗАО "НИИ по изучению проблем экономики и права" предоставляет услуги GR менеджмента российским и зарубежным компаниям, информация размещена в разделе Услуги: GR / Лоббизм

"Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна.
На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество раз".
У. Черчилль